Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

  • Жан Кокто

Жан Кокто

Архив спектаклей:

Жан Морис Эжен Клеман Кокто (фр. Jean Maurice Eugène Clément Cocteau; 5 июля 1889 – 11 октября 1963) – французский писатель, художник и режиссер, предвосхитивший появление сюрреализма.

С середины 1910-х годов вошел в художественные круги Парижа, познакомился с Марселем Прустом, Андре Жидом, Сергеем Дягилевым, Пабло Пикассо, Эриком Сати и другими. Позднее сблизился с Жаном Маре и Эдит Пиаф.

Известен многолетним творческим и любовным союзом с актером Жаном Маре, с которым прожил вместе около двадцати пяти лет.

С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю». В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почетного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почетный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и других.

Мало кто из писателей XX века имел такую близкую и обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени, как Жан Кокто. Среди его произведений – либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки.

Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», поставленный в мае 1917 года русским балетом Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления. Общение с Эриком Сати, одним из самых особенных и странных композиторов XX века, имело наибольшее значение для формирования почерка Кокто.

Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятерка», как ее чаще называли во Франции.

Жан Кокто написал пьесы: «Орфей» (Orphée, 1926), «Человеческий голос» (La Voix humaine, 1930), «Эдип-царь» (Oedipe-roi, 1937). Кинофильмы Кокто: «Кровь Поэта» (Le Sang d'un poète, 1932), «Красавица и Чудовище» (La Belle et la Bête, 1946), «Двуглавый Орел» (L'Aigle à Deux Têtes, 1947), "Ужасные Родители» (Les Parents terribles, 1948), Орфей (Orphée, 1950), Завещание Орфея (Le Testament d'Orphée, 1959), «Самозванец Тома» (Thomas l’imposteur, 1965).

Кроме того, Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера Брессона («Дамы Булонского леса», 1945) и других. Роман «Ужасные дети» был в 1950 году экранизирован Мельвилем. Позднее тот же сюжет был переработан Гилбертом Адэром и воплощен Бернардо Бертолуччи в фильме «Мечтатели» (2003).

Пьеса «Двуглавый орел» легла в основу фильма Микеланджело Антониони «Тайна Обервальда», а у Педро Альмодовара в фильме «Закон желания» показана постановка пьесы Кокто «Человеческий голос».