Юджин О'Нил
Архив спектаклей:
Родился 16 октября 1888 в Нью-Йорке. С детства сопровождал родителей-актеров в гастрольных поездках, сменил несколько частных школ. В 1906 году поступил в Принстонский университет, но уже через год бросил учебу. За несколько лет О'Нил сменил ряд занятий: был золотоискателем в Гондурасе, играл в труппе отца, ходил матросом в Буэнос-Айрес и Южную Африку, работал репортером в газете «Телеграф». В 1912 году поступил в Гарвардский университет, чтобы заниматься в семинаре по драматургии у Дж. П. Бейкера (знаменитая «Мастерская 47»).
Два года спустя труппа «Провинстаун плейерс» поставила его одноактные пьесы — «К востоку, на Кардифф» (“Bound East for Cardiff”, 1916) и «Луна над Карибским морем» (“The Moon of the Caribbees”, 1919), где в жесткой и одновременно поэтической манере переданы собственные впечатления О'Нила от морской жизни. После постановки первой многоактной драмы «За горизонтом» (“Beyond the Horizon”, 1919), повествующей о трагическом крушении надежд, он приобрел репутацию яркого драматурга. Пьеса принесла О'Нилу Пулитцеровскую премию.
В его лучших пьесах, особенно в трилогии «Траур к лицу Электре» (“Mourning Becomes Electra”, 1931), заставляющей вспомнить древнегреческие драмы, присутствует трагический образ человека, пытающегося провидеть свою судьбу.
Драматург всегда принимал активное участие в постановках своих пьес, но в период с 1934 по 1946 год он отошел от театра, сосредоточившись на новом цикле пьес под общим названием «Сага о собственниках, обокравших самих себя» (“A Tale of Possessors Self-Dispossessed”). Несколько пьес из этой драматической эпопеи О'Нил уничтожил, остальные были поставлены после его смерти.
В России среди самых известных спектаклей по пьесам О'Нила — постановки Александра Таирова «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами», (обе 1926), «Негр» (1929).