Александр Сухово-Кобылин
Архив спектаклей:
Александр Васильевич Сухово-Кобылин родился 17(29) сентября 1817 годам в Москве. Принадлежал к старинному дворянскому роду, его предки играли заметную роль при дворе Ивана Грозного. Отец, подполковник артиллерии, участвовал в Отечественной войне 1812 и взятии Парижа.
До семнадцатилетнего возраста Сухово-Кобылин воспитывался и обучался дома, потом учился на физико-математическом отделении философского факультета Московского университета. Во время учебы дружил с А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, К. С. Аксаковым. Под влиянием Герцена начал заниматься литературой, но особенно увлекался философией Гегеля. В 1838 за конкурсное сочинение «О равновесии гибкой линии с приложением к цепным мостам» был награжден золотой медалью и правом выбрать место дальнейшей службы. По совету родителей уехал за границу, где продолжил занятия философией в университетах Гейдельберга и Берлина, путешествовал по Европе, жил в Риме и Париже.
Годы 1843-1849, по словам самого Сухово-Кобылина, он «провел в Париже
и Москве в светской жизни». Все это время служил в канцелярии
московского губернатора в чине коллежского секретаря, а затем
титулярного советника. В 1848 принял от отца управление всеми родовыми
имениями и поселился в селе Кобылинка Тульской губернии. Приступил
к переводу трудов Гегеля, одновременно пытаясь создать собственную
философскую систему. В 1899 при пожаре имения сгорели рукописи
Сухово-Кобылина, в том числе переводы Гегеля.
В ноябре 1850 была убита гражданская жена Сухово-Кобылина француженка
Луиза Симон-Деманш, и в обществе прокатилась волна нелепых слухов.
По одному из них Сухово-Кобылин был обвинен в убийстве и арестован.
Уголовное дело тянулось семь лет, вплоть до 1857, когда Государственный
Совет с подтверждающей резолюцией Александра II принял решение
приговорить Сухово-Кобылина к церковному покаянию за любовную связь.
За это время обвиняемый дважды сидел в тюрьме, испытал на себе все ужасы
чиновничьего произвола. Невиновность драматурга была точно установлена
только в XX веке путем архивных исследований.
Несправедливое обвинение подтолкнуло Сухово-Кобылина к главному делу
его жизни. Он стремился доказать себе и окружающим, что может быть
не только знатоком философии и жизни, но и творцом. В «минуты, свободные
от философских занятий», Сухово-Кобылиным была создана первая пьеса —
комедия «Свадьба Кречинского» (1854). Затем появилась вторая пьеса
«Дело» (1861). А в 1869 году — комедия-шутка «Смерть Тарелкина»,
завершающая трилогию, которую в этом же году автор издал под общим
названием «Картины прошедшего».
Во всех трех пьесах Сухово-Кобылин исследует искусственно
состряпанное дело о подлоге, сопровождая развитие действия сгущением
сатирических красок и гротескно-мрачных тонов. Финал предыдущей пьесы
служит завязкой следующей. Трилогия Сухово-Кобылина изобразила
современную ему русскую жизнь в трех составляющих: падение дворянства,
беззаконие, распад личности, обуреваемой наживой и местью. Сценическая
судьба трилогии (за исключением «Свадьбы Кречинского», которая сразу
вошла в театральный репертуар) была необычайно трудна. Только
в 1917 году Вс. Мейерхольд поставил эти пьесы именно как трилогию
в Александринском театре.
До конца своих дней Сухово-Кобылин принимал деятельное участие
в театральной жизни своих пьес и продолжал заниматься философией.
В 1902 году он был избран почетным академиком по разряду изящной
словесности Российской Академии наук.
Умер Сухово-Кобылин в Болье (близ Ниццы) 11(24) марта 1903 года.