Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

"Я человек партийный": "Мандат" Н.Эрдмана в театре "ET Cetera"

Валерия Терещенко, Арина Кокорина
Театрал , 28.03.2024
На сцене театра «Et Cetera» Владимир Панков поставил саундраму «Мандат» по мотивам первой большой пьесы Николая Эрдмана и, кстати, получил за эту работу премию «Звезда Театрала» в номинации «Лучший режиссер».

Николай Эрдман – советский драматург и киносценарист, который вошел в мировую историю благодаря драмам 20-х годов «Мандат» и «Самоубийца». «Мандат» – это точное отображение социально-бытовой картины и духовно-нравственного состояния России первой половины 20-го века.

События пьесы происходят в эпоху перемен, всем героям спектакля приходится подстраиваться под нормы того времени, они только начинают осваиваться в новой жизни и знакомятся с такими понятиями как «партия» и «рабочий класс».

Главный герой Павел Гулячкин (Григорий Старостин) должен поступить в партию и получить мандат, чтобы его сестра могла выйти замуж (таково условие жениха). История пьесы строится вокруг этой и других побочных сюжетных линий (например, кухарка здесь на какое-то время становится императрицей).

Приятные эмоции вызывает и звучание всем известных песен: «Дорогие мои москвичи», «Опять метель». Однако в саундраме поражает не столько музыка, сколько пластика актеров. Особенно интересно наблюдать за Павлом Гулячкиным. Так же, как его тело может чувствовать каждый ритм музыки, сам он – подстроиться под любые убеждения. Слегка манерный, он изображает то ли мима, то ли гимнаста, способного вывернуть свое тело и мировоззрение как угодно.

Все же самая яркая актерская игра, доведенная до комизма, получилась у Натальи Благих. В роли Варвары Гулячкиной, клоунессы-декадентки, она абсолютно очаровательна. Своей пластикой и вокалом Благих захватывает всю сцену: каждая ее причудливая выходка вызывает у публики восторг (во время спектакля ее героиня виртуозно меняет голоса, крутит пируэты, кокетничает и даже выходит в партер, чтобы найти среди зрителей пролетариев).

Острые фразы героев проникают в душу и запоминаются, они вызывают не только смех, но и сочувствие: «Коммунисты спасти Россию не позволяют!», «Если вы меня за дурака считаете, то вы этим меня удивить не можете», «-Что сделала советская власть с искусством? – Извините, я не заметила».

Удивительно и то, что Панков предлагает интересную интерпретацию финала эрдмановской пьесы. Там герой не торжествует (он сам себе выписывает мандат и оказывается разоблачен), но он и не наказан — милиция за это за ним не приходит. В конце постановки Панкова звучат фразы, которые мы слышали еще во время завязки действия. Это заставляет задуматься: открывается спектакль речью следовательницы, которая озвучивает авторские ремарки, документирует происходящее на сцене и становится незамеченным свидетелем всего действа. Так неужели милиция не интересуется семьей Гулячкиных? Или за всеми людьми в этом только установившемся государстве уже ведется строгий надзор? Важную роль в финале играет и другой герой – Автоном Сигизмундович, который произносит одно из ключевых предложений для понимания смысла пьесы: «Что люди, когда даже мандаты ненастоящие».

источник: https://www.teatral-online.ru/news/35109/