Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Не проходите мимо

Ирина Алпатова
Газета "Культура" , 25.12.2008
Новый год, наверное, более всех других понятий рифмуется с надеждами на светлое будущее. Для любого театра это будущее, конечно же, связано с приходом молодого актерского поколения. Труппы столичных коллективов сегодня активно пополняются, порой едва ли не целыми курсами начинающих актеров. И эти молодые группы зачастую способны создать целый спектакль, предъявив себя в этой объемной полноте. Среди подобных явлений - новый спектакль Театра "Et Сetera" под руководством Александра Калягина, созданный режиссером Рустемом Фесаком по рассказам Юрия Буйды. Название же "Все проплывающие" здесь замечательно уместно: перед нами действительно словно бы "проплывает" череда молодых актеров, то и дело меняющих роли, обличья, повадки, интонации. Писатель Юрий Буйда театралам практически неизвестен. Вернее сказать, был неизвестен до сего момента, когда тот же Рустем Фесак отважился обратить его прозу в сценическое действие. И это получилось. Прежде всего потому, что в рассказах Буйды есть совершенно замечательные людские типы, отличающиеся к тому же оригинальностью. А во-вторых, и сюжетные повороты здесь случаются весьма интригующие. Писатель смело синтезирует самый махровый быт и ситуации фантастического свойства, а это немедленно высекает любопытный результат. К тому же режиссер и молодые актеры вовсе не отказываются от приема "чтения" рассказов, что помогает выстроить необходимые связки между эпизодами. Тут, конечно, стоит отвлечься от конкретного спектакля и вспомнить о подобных опытах режиссера Марины Брусникиной в Художественном и Пушкинском театрах. На современном сценическом этапе именно Брусникина ввела в обиход опыт "литературного" театра, познакомив публику (а скорее, напомнив ей) с произведениями Виктора Астафьева, Людмилы Улицкой, Владимира Маканина, Анатолия Курчаткина и других писателей. И в общем-то создала некий шаблон подобного спектакля. Вероятно, Рустем Фесак все же ему не следовал, а работал вполне самостоятельно. Но, значит, отчасти изобретал велосипед. Сценограф и художник по костюмам Ольга Васильева в камерном Эфросовском зале театра сочинила весьма любопытное пространство, отсылающее к модным ныне "совковым" временам. Но антураж как бы "сломан", разбит, разрушен, как и случилось с самим этим временем. Символические гипсовые "девушки с веслами" разбились на части: где-то валяется рука, где-то голова, где-то торс. В центре сцены - свежевырытая могила, которая то и дело будет обыгрываться по ходу действия. А смертей здесь приключится много. И еще на сцене много деревянных щитов, которыми на зиму укрывают статуи. Из них здесь можно соорудить все, что угодно, вплоть до имитации полета на воздушном шаре. Впрочем, персонажи спектакля перемешаны из разных эпох, начиная от Первой мировой и, кажется, почти до наших дней. Все больше простой люд, но с изюминкой. Вот Ванда Банда (Марина Дегтярева), великанша, влюбленная в лилипута Мыню (Сергей Демидов), павшего от лапы Кота (Андрей Кондаков). Вот ожившая "девушка с веслом" (Наталья Попенко), муза паркового сторожа. Вот институтка Катенька, ставшая Старухой Три Кошки (Анастасия Кормилицына). Вот Витька Фашист (Кирилл Лоскутов) с его многочисленными несчастными любовями. И многие, многие другие неспешно "проплывут" перед нами - в рассказах и показах, раздумьях и страстях, метаморфозах облика и сути. Этот спектакль еще очень напоминает студенческие этюды, готовые уже вылиться в законченную работу. Начинающие артисты порой не в силах совладать с собственным темпераментом, изображая какую-либо драку, например. Но эта непосредственность, еще не оформившаяся до конца в так называемую "роль", для спектаклей подобного рода тоже очень многое значит. Главное, чтобы она не оказалась "проплывающей" без следа. А все остальное наладится.