Август Стриндберг
Архив спектаклей:
Первый роман — «Красная комната» (1879) — произвел на читающую публику «впечатление ночного набата». Жестокие преследования и травля со стороны правительства и реакционной прессы, обвинявшей писателя в подрыве государственных устоев и аморализме, вынудили его отправиться в изгнание. В течение пятнадцати лет Стриндберг скитался по разным европейским странам — Швейцарии, Германии, Дании. В Швеции он бывает лишь наездами и возвращается на родину только в 1898 году.
В конце 80-х годов Стриндберг заинтересовался движением «свободных театров», порывавших со сценическим академизмом. Писатель последовательно выступает против рутины, потакания пошлым вкусам, против лживого оптимизма и приукрашивания действительности. В предисловии к драме «Фрёкен Жюли» (1888), ставшем манифестом новой драмы, в статье «О современной драме и современном театре» (1889) он критикует устаревшие драматургические стили: романтизм с его «утопическими мечтаниями» и «бегством от реальной действительности» и «дурно понятый» натурализм, «фотокамеру, запечатлевшую всё, до пылинки на стекле», «маленькое искусство, которое из-за деревьев не видит леса».
Лучшие, как их принято считать, «натуралистические», пьесы Стриндберга «Отец» (1887), «Фрёкен Жюли», «Товарищи» (1888) и «Кредиторы» (1889) написаны в жанре социально-психологической драмы.
Мечта Стриндберга об экспериментальной сцене была реализована в 1907 году открытием в Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Важное место в творчестве Стриндберга занимают исторические драмы, в которых он утверждал идеи народоправия: «Густав Васа» (1899), «Эрик XIV» (1899), «Карл XII» (1901), «Кристина» (1903).
В начале XX века Стриндберг наряду с Г. Ибсеном был «властителем дум» европейской интеллигенции, в том числе русских писателей. Влияние творчества Стриндберга, прошедшего в своем развитии основные этапы европейского искусства рубежа XIX и XX веков и ставшего таким образом как бы символом современной литературы, сказалось в драматургии М. Метерлинка, Л. Пиранделло, эстетике и творчестве И. Бергмана, П. Лагерквиста, Ю. О’Нила, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра. К сюжетам Стриндберга обращались Б. Брехт, Ф. Дюрренматт.