Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Против течения
Ирина Алпатова
"Культура" ,
04.02.1995
Отважиться сегодня на создание нового театра — затея почти безумная. Создав же его, сохранить, выпуская спектакль за спектаклем, — и вовсе фантастика. Театр “Et cetera” под руководством Александра Калягина фантастику превращает в быль, представив нам свою третью постановку — «Измену» Г. Пинтера. Этому театру немногим более двух лет. Что заставило А. Калягина, актера с внешне благополучной театральной и киносудьбой, броситься в рискованную авантюру, ведомо, наверное, только ему самому. Ведь организация нового дела в наши дни — это не только творческие планы и череда премьер, но и бесконечные мытарства по кабинетам и офисам в поисках денег, помещений, места для репетиций. И главное — никакой уверенности в завтрашнем дне. Но вот что интересно. При всем этом “Et Сetera” упрямо плывет против течения коммерческо-развлекательного искусства. Начали с чеховского «Дяди Вани», продолжили «Руководством для желающих жениться» по его же рассказам, и вот теперь «Измена», вещь тоже отнюдь не кассовая. У Пинтера и впрямь есть нечто чеховское — те же подтексты, те же психологическая вязь и полное отсутствие внешнего действия. Обычные вроде бы встречи-расставания, заключенные в любовный треугольник, а между тем проходят дни, годы, жизнь… Актеров всего трое — Наталья Сайко (Эмма), Валентин Смирнитский (Джерри) и Анатолий Грачев (Роберт). У каждого — свой голос, то звучащий диссонансом, то вливающийся в общую мелодию постановки, уловленную режиссером Геннадием Сайфулиным. Режиссура здесь явно актерская, без концепций и морализаторства. Но это и дает проявиться ироничной тонкости и искренности Сайко, нервному темпераменту Грачева и чуть комедийной открытости Смирнитского. А неброское оформление сцены Оксаной Винарчук с тремя уходящими вдаль силуэтами как бы заключает все происходящее на ней в вечный круговорот отношений мужчины и женщины. Здесь есть ощущение театра, несмотря на бедность и бездомность этого коллектива. Они не претендуют на заведомый успех шлягеров-однодневок и упорно не хотят изменять себе. Слова же “Et Сetera” в переводе звучат «и так далее». И потому хочется, чтобы они остались в их короткой пока театральной афише…