Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

«Морфий» — премьера в театре “Et Cetera”

Дарья Ли
Радио "Маяк" , 05.10.2006
Под названием спектакля «Морфий» на афише имеется уточнение — саундрама по рассказу Михаила Булгакова. Действительно, у Булгакова есть автобиографический рассказ с таким названием. Впервые опубликован в 1927 году в журнале «Медицинский работник», потому что физиологически точно описывает симптомы наркотической зависимости. А саундрама — название, которое актер, композитор и режиссер Владимир Панков изобрел для того экспериментального синтетического театра, которым он занимается. В саундраме драматургический конфликт разворачивается в звуке. Звуковая драматургия «Морфия» в постановке Панкова поражает разнообразием. Звуки природной глуши, какофония клубного угара, шум телевизионного ток-шоу, демонически прекрасное оперное пение в исполнении Оксаны Корниевской и композиции а-ля Брегович, исполняемые «Пан-квартетом», — все это не отдельные номера эклектичного саундтрека к истории болезни врача Полякова. Все эти музыкальные линии ткут сложный узор истории о самоуничтожении слабого человека, который предпочитает болезненно яркий мир наркотической иллюзии — боли рутинного существования. Почти натуралистические подробности игры Алексея Черных и классический голос Оксаны Корниевской — основные полюса этого насыщенного зрелища. Музыка в «Морфии» не вспомогательный элемент: в ней для Владимира Панкова вся суть истории булгаковского героя. Употребляя морфий, доктор Поляков слышит голос своей возлюбленной, «такой великий голос, данный такой темной душе» и «оркестр как живой, совершенно полнозвучный», более того, ему кажется, что ими управляет он. По ходу спектакля и музыка, которую слышит герой, становится неуправляемой, и сама его пластика сильно меняется. Заканчивается спектакль тишиной деревенского кладбища. Говорить о том, что Панков эстетизирует наркоманию, совершенно невозможно: во-первых, в программке можно прочесть, что режиссера консультировал майор внутренней службы, сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний Олег Гуськов. А главное, без шуток, в том, что смотреть «Морфий», конечно, весело и увлекательно, но местами почти физически больно. Спектакль «Морфий» станет репертуарным спектаклем театра «Et Сetera» под управлением Александра Калягина. Видимо, у Калягина есть серьезное намерение взаимодействовать с новыми тенденциями театральной жизни. В прошлом сезоне на этой площадке Михаил Угаров поставил свою пьесу «Газета „Русский инвалид“ за 18 июля», в этом — сам Калягин поставит пьесу современного драматурга Максима Курочкина «Подавлять и возбуждать». Режиссер «Морфия» Владимир Панков также раньше известен по площадкам, альтернативным театральному официозу. В ответе на вопрос о взаимодействии новой режиссуры с театральным мейнстримом Панков демонстрирует полную индифферентность художника к партийным принадлежностям. Чуть более недели назад спектакль Владимира Панкова «Док.тор», поставленный в Театре.doc, был назван лучшим спектаклем фестиваля «Новая драма». Действующее лицо пьесы Елены Исаевой «Док.тор», как и рассказа Булгакова «Морфий», также доктор, в сценическом реквизите и того, и другого спектаклей также имеются шприцы. Зачем Панкову такая классика, как Верди, пожалуй, понятно. А вот зачем ему литературная классика в лице Булгакова, или Гоголя, понятно не очень. Интерес Панкова к классике явно не исторический — увидеть в его «Морфии» революционный 17-й год, на фоне которого происходят события в рассказе Булгакова, невозможно. И, конечно, не собственно литературный — не так уж много от булгаковских слов остается после такой серьезной аранжировки. Наверное, классическая литература самым таинственным образом просто дает импульс богатому музыкальному воображению Панкова.