Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Было весело и смешно

Елена Мовчан
"Искусство" №6 , 01.02.2000
Алан А. Милн — поистине всемирно известный писатель. Необычайную популярность принесла ему сказка о добром медвежонке Винни-Пухе, большом любителе меда и воздушных шариков, и его верных друзьях. Но мало кто знает, что Милн был драматургом и писал пьесы для детей. По мотивам одной из них московский театр “Et cetera”, созданный и руководимый Александром Калягиным, поставил спектакль «Тайна тетушки Мэлкин». Сам автор назвал свою пьесу совсем по-андерсеновски — «Гадкий утенок», и она действительно очень андерсеновская. Тут и переодетый принц (вспомним «Свинопаса»), и переодетая принцесса (вспомним «Принцессу на горошине»), и, главное, основная тема (и проблема) — что есть красота? В пьесе можно увидеть реминисценции и из Шарля Перро — предсказание при рождении принцессы («Спящая красавица»), и из гофмановского «Щелкунчика». Одним словом — сказка.Именно сказка со всеми ее сказочными приметами и атрибутами явлена нам в спектакле. «В некотором царстве, в некотором государстве…» Это волшебное и вместе с тем реально осязаемое (но без всяких аллюзий и намеков) царство-государство-королевство создает на сцене режиссер Алексей Серов с помощью художника Виктора Дургина (декорации выполнены с большим вкусом), художников по костюмам Аллы Черновой и Оксаны Винарчук (о костюмах — ниже) и на редкость слаженного ансамбля молодых актеров, играющих весело, задорно и с удивительным чувством меры. Им, кажется, доступно всё: они прекрасно поют и великолепно движутся (балетмейстер Сергей Грицай). Все они необыкновенно пластичны, но особо надо отметить Марину Скосыреву, исполняющую роль Принцессы, которая, по замыслу, должна демонстрировать «антипластику» — этакий вызов общепринятому пониманию красоты и женственности, — и она легко и естественно справляется с этой задачей.Так в чем же тайна тетушки Мэлкин и что есть красота? Да все очень просто: красота в любви и ее видит тот, кто любит. Но нет ничего сложнее, чем довести до людей простые истины. Проповедуя их, легко впасть в банальность или риторику, или занудную дидактику. В спектакле «Тайна тетушки Мэлкин» найден единственно верный вариант — веселая игра. В эту игру включились и поэт Юрий Кушак, написавший стихи для песен, где рифмы как будто играют друг с другом («канцлер — истуканцлер и дуранцлер»), и композитор Владимир Дашкевич, создавший прелестную музыку на эти стихи, и художник по свету Андрей Тарасов, благодаря которому, помимо основного действия, мы видим еще и театр теней, «и все, все, все», как сказано у того же Милна.Театр полон. Дети в восторге — смеются и хлопают. Им нравятся все: и комичный Король и красавица Королева, и хитрый Канцлер, и глуповатая камеристка Принцессы Дульчибелла, и находчивый Принц, и таинственная тетушка Мэлкин, и бестолковый слуга Принца, и неистовый лучник Эг, и очаровательная Крестная Принцессы. А моя семилетняя внучка Лина, вернувшись домой, написала папе письмо, в котором подробно рассказала об увиденном. Сначала, как и положено, пересказала содержание, а потом отметила достоинства: «Спектакль нам понравился. И особенно Принцесса и Принц. Было весело и смешно — особенно когда скелет упал из шкафа. И еще нам понравились очень красивые костюмы, особенно у Короля и Королевы. И то, что все поженились». Высказав свои впечатления от третьего лица, она, очевидно, учла и мое мнение. И была совершенно права.