28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Владимир Скворцов: "В жизни много точек опоры. Если одна ушла из-под ног, вспоминаю, что есть другая"
Ольга Романцова
Театральная афиша столицы ,
15.12.2023
В 2018 главным режиссером театра «Человек» стал актер, продюсер, театральный и кинорежиссер Владимир Скворцов, подписывающий свои театральные постановки только фамилией Скворцов, без имени. С его приходом репертуар «Человека» расширился и стал гораздо интереснее, труппа теперь больше и в ней много молодых актеров, у театра появился свой фестиваль «Диалоги», здесь все время происходят интересные проекты и события, и главное, сюда пришли новые зрители. В 2024 году театру «Человек» исполнится 50 лет. Владимир Скворцов рассказал «Театральной афише столицы», чем ему близка эстетика «Человека» и как он собирается сделать жизнь этого театра еще более насыщенной и творческой.
–Придя в театр «Человек» главным режиссером, вы знали, в каком направлении будете его развивать?
— Приход в театр «Человек» для меня довольно символичен: здесь начинали мои педагоги Роман Козак, Александр Феклистов, Игорь Золотовицкий. Я ощущал преемственность поколений. Здесь работали Женовач и Шамиров, другие талантливые режиссеры и артисты. «Человек» и был так задуман Людмилой Рошкован: тут всегда ставили драматургию абсурда, а мне также всегда были присущи эти ирония и сарказм. Да и мое довольно специфическое чувство юмора ближе к абсурдистскому. Сейчас в каждом нашем спектакле есть элементы театра абсурда, даже если пьесу написали не классики-абсурдисты. Кроме того, здесь всегда шли эксклюзивные названия. Поддерживая этот принцип, мы ставим пьесы, не идущие в Москве и по возможности в России. Даже если возникают пересечения, у спектаклей другой стиль. Наши «Кроткие» по Достоевскому не имеют отношения к рыданиям и страданиям, с которыми по всей стране играют Федора Михайловича. А русский «Гамлет» в версии Александра Сумарокова до нас не видел сцены лет 250. Так как наш театр называется «Человек», мне интересно исследовать пьесы и человека как такового через спектакли и воздействие спектаклей на зрителя. И еще фишка в том, что у нас зрители сидят так близко к артистам, что видят, насколько точно проживается каждый момент в заданной системе координат.
— Многие актеры-худруки театров, от Олега Табакова до Александра Калягина, приглашали известных режиссеров для постановки спектаклей, где они играли главные роли. Планируете что-нибудь подобное?
— Нет, и это было принципиальным моим условием. Я играю здесь только в спектакле «Кроткие», но он сделан до моего прихода в театр «Человек». Это был частный проект. В силу того, что он абсолютно соответствовал концепции актуализации русской классики, с которой я сюда пришел, дирекция разрешила его играть, и сейчас это один из наших хитов. Хотя, правда, у меня был один материал, и мы вели переговоры о постановке с разными модными режиссерами, но не сложилось.
— Почему вы, талантливый актер, стали с 2005 года заниматься режиссурой?
— На мой взгляд, актерская профессия очень зависимая. Я по знаку зодиака Овен — мне чужда подобная зависимость, мне всегда надо вперед, и кажется. что могу больше. В свое время я был неудовлетворен своим положением в театре, я был уверен, что я играю роли, не соответствующие моему уровню, что было чистой правдой, и хотелось большего, чем играть второстепенные роли или подыгрывать Максиму Суханову в спектаклях Владимира Мирзоева. Так возник «Обломoff», спектакль в Центре драматургии и режиссуры: по протекции Лены Греминой там появился Миша Угаров и поставил свою пьесу «Смерть Ильи Ильича» со мной в главной роли. Тогда зародилось движение «Новая драма». Дальше было много других работ, ушли роли второстепенные, появились главные, затем премии, номинации… Когда на читке фестиваля «Любимовка» я услышал пьесу Лауры Синтии Черняускайте «Скользящая Люче», я вдруг понял, что должен ее поставить. Это было во многом сопряжено с потерей отца: он ушел из жизни, и тех, кто жил с ним рядом, не покидало ощущение какой-то ответственности за случившееся. Потом был «Орфей» Жана Кокто в театре «Et Cetera», где потустороннее рассматривалось как реальное, параллельные миры материализовались и все перемешивалось. И во многом этот «небытовой реализм» определил мое развитие. Режиссура меня совсем захватила, я официально ушел из труппы театра «Et Cetera», оставшись приглашенным актером, и дальше пошло-поехало. В один сезон я даже поставил аж четыре больших спектакля, я фонтанировал идеями и не мог понять, откуда это все берется.
— В ваших спектаклях «Биография», «Аномальная Лиза», «Спасите Леньку!» всякий раз возникает ощущение, что рядом с нашим существует какой-то мистический мир, и между ними очень тонкая грань.
— Я об этом очень много думаю, мои спектакли пропитаны этим мистическим привкусом. А началось все с Кокто. Судьба нас ведет или мы сами? Я даже иногда думаю, что пьесы приходят ко мне сами.
— Как это?
— Пьесу Макса Фриша «Биография» прочитал нам на курсе наш педагог Дмитрий Владимирович Брусникин. И она так сильно в меня попала, зрела больше двух десятков лет, а когда нужно было решить, с чего начинать в театре «Человек», она вдруг неожиданно нашлась у меня дома — и у меня не было сомнений: я решил стартовать этим названием. И это как раз история на тему «Мы или нами?». Знаете, с одной стороны, мне интересны какие-то сложные пьесы. С другой — я сам люблю простые тексты делать сложными. Например, пьеса «Спасите Леньку!» на первый взгляд кажется довольно простой, мы ее развернули совсем с другой стороны — даже автор Малика Икрамова поначалу была в шоке. В этом спектакле актеры берут в руки кукол, которые начинают буквально эволюционировать на глазах зрителей и постепенно заполняют собой все пространство.
— Для чего нужно было все усложнять?
— Понимаете, пьеса «Спасите Леньку!» играет на определенных душевных струнах человека, и режиссеры этим буквально пользуются. Мне не хотелось с этим работать, я нашел в этом тексте совсем иные темы. Или «СтароМодная комедия», которую я недавно поставил в Театре Моссовета, стала у меня историей о конфликте и сближении двух немолодых людей, законсервировавшихся в своем горе, и они не видят современный мир, и не хотят видеть, а мир, в свою очередь, не замечает их.
— Удовольствие от постановки спектакля сравнимо с удовольствием от игры на сцене?
— Не могу сказать, что сравнимо, это два разных удовольствия. А третье удовольствие — снять полнометражный художественный фильм, что я недавно и сделал. Это мой режиссерский дебют, называется «Тайм-аут», и для меня этот процесс оказался неожиданно моим. Если говорить о режиссуре, мне интересно это создание команды спектакля. Всегда начинаешь делать историю про одно, но органика артистов, с которыми ты работаешь и на которую опираешься (я ненавижу составы, всегда работаю с одним), может завести тебя в неожиданную сторону, открывая множество новых смыслов. Например, «СтароМодная комедия» получила в итоге очень мощное антивоенное звучание.
То есть для меня постановка спектакля — не математика, а поиск Вселенной и какая-то лабораторная работа, как у Роберта Стуруа или Петра Наумовича Фоменко.
— Как у вас возникла идея снять фильм?
— Неожиданно. (Смеется.) Сначала я поставил спектакль «Тайм-аут» по пьесе современного драматурга Марины Крапивиной в рамках программы «Играем вместе» в Тверском ТЮЗе. Московские артисты были интегрированы в региональный театр, они и местные актеры стали единой командой, и на репетициях возникала правильная и здоровая атмосфера. Спектакль тогда получил резонанс, билеты на него разлетались мгновенно. Он был запечатлен на камеру, показан в пандемию и стал вторым по всем количествам просмотров в стримах. А затем продюсеры вдруг предложили мне снять по нему фильм. Его действие происходит в Москве, это история про соцработницу, которая не может услышать себя и находится в состоянии какого-то стопора. По жанру «Тайм-аут» — «печальная комедия», и это абсолютно данелиевская история. Мы хотели сделать фильм в стиле классических 70-х. Перед началом работы долго репетировали, чтобы артисты на съемках не испытывали дискомфорта.
— Не уйдете из театра в кино?
— Не уйду. Просто я снова освоил что-то новое для себя. Не ожидал, что это окажется столь сложным и интересным. До этого я что-то снимал, а тут прошел «свои университеты» и отношусь к фильму очень трепетно, переживаю, что в России сейчас нет хорошего кинопроката. Но театр я не смогу бросить никогда.
— Какие фильмы, встречи, книги сформировали вас как личность?
— Интересно, что вы задали этот вопрос. Мы сейчас работаем над проектом «Человек +», который, как мне кажется, в данный момент необходим. Уходит огромный пласт культуры, о котором большинство молодых людей вообще не знает, и проект направлен на то, чтобы вернуть интерес к культуре.
Если говорить обо мне, то меня в свое время поразил фильм «Летят журавли» с гениальной Татьяной Самойловой. В театре моим триггером стали спектакли Някрошюса — посмотрев их вживую, я захотел заниматься режиссурой. Потом были спектакли Кастеллуччи и Фоменко. Эти три имени для меня особенно важны. Увидев спектакль Роберта Стуруа «Кавказский меловой круг», я понял, что моя модель театра может быть похожей, и я хотел бы развиваться в этом направлении. Мой любимый фильм Георгия Данелии «Осенний марафон» — абсолютно идеальная и понятная всем мужская история. «Тайм-аут» — понятная история про мое поколение.
— Кто вам первый сказал, что вы талантливы?
— Конечно родители. Они всегда меня поддерживали. У меня долго не получалось поступить в Школу-студию МХАТ, но родители всегда были настроены на то, чтобы я добивался своего, и верили в меня. Отслужив в армии, я поступил на подготовительные курсы Школы-студии, где преподавали Роман Козак и Дмитрий Брусникин, они меня рекомендовали Мастеру Алле Борисовне Покровской, и я поступил к ней на курс. Мама и сейчас смотрит мои спектакли. И свой фильм я ей тоже показал, она с удовольствием посмотрела, даже два раза. Она гордится мной, как все мамы своими детьми.
— Был ли тот, кто не верил в ваш талант?
— Наверное. Но это всегда давало мне силы. Когда я учился на четвертом курсе, мой кумир Олег Табаков сказал про меня на обсуждении: «Из этого парня ничего не получится. Это единственная белая ворона на вашем курсе». А я в то время уже репетировал у Владимира Мирзоева в «Хлестакове» и понимал, что у меня-то в жизни начинается что-то интересное. Я пережил дикий стресс: все мои воздушные замки рухнули. Но тем не менее я как-то справился, и теперь это вызывает у меня улыбку: «А если б тогда не подслушал, вдруг ничего у меня не получилось бы?»
— Состоится ли в театре «Человек» фестиваль «Диалоги»? Какие еще у вас готовятся интересные проекты?
— 2024 год для «Человека» юбилейный: театру исполняется 50 лет. И если все будет складываться, следующей осенью состоится четвертый фестиваль камерных спектаклей для двух актеров «Диалоги».
В марте мы провели китайский новогодний фестиваль. Просто хотели необычно справить Новый год, и у нас получилось интересное, красочное и задорное погружение в культуру Китая, я лично открыл для себя прекрасную китайскую поэзию. Кстати, на следующий год в Новом фойе театра планируем устраивать поэтические практики: наши актеры будут работать со стихами забытых или новых поэтов. Это будут даже не вечера, а мини-спектакли, где все получат возможность самостоятельно исследовать поэзию. Есть публика, которой это необходимо. А сейчас мы запускаем новый ежегодный проект «Человек — точка притяжения». Это театральный фестиваль-лаборатория, в финале которого будет показана история китайских Ромео и Джульетты: режиссер Ольга Соколовская делает презентацию пьесы, написанной много сотен лет назад. Нам важен поиск идентичности между народами: на фестивале будут звучать русские гусли и похожий на них китайский национальный инструмент гучжэн. Будут пекинская и традиционная русская оперы и многое другое. Это проекты, а премьеры — «Дыши!» Елены Олениной, «Голова» Скворцова — это из самых ближайших.
–Придя в театр «Человек» главным режиссером, вы знали, в каком направлении будете его развивать?
— Приход в театр «Человек» для меня довольно символичен: здесь начинали мои педагоги Роман Козак, Александр Феклистов, Игорь Золотовицкий. Я ощущал преемственность поколений. Здесь работали Женовач и Шамиров, другие талантливые режиссеры и артисты. «Человек» и был так задуман Людмилой Рошкован: тут всегда ставили драматургию абсурда, а мне также всегда были присущи эти ирония и сарказм. Да и мое довольно специфическое чувство юмора ближе к абсурдистскому. Сейчас в каждом нашем спектакле есть элементы театра абсурда, даже если пьесу написали не классики-абсурдисты. Кроме того, здесь всегда шли эксклюзивные названия. Поддерживая этот принцип, мы ставим пьесы, не идущие в Москве и по возможности в России. Даже если возникают пересечения, у спектаклей другой стиль. Наши «Кроткие» по Достоевскому не имеют отношения к рыданиям и страданиям, с которыми по всей стране играют Федора Михайловича. А русский «Гамлет» в версии Александра Сумарокова до нас не видел сцены лет 250. Так как наш театр называется «Человек», мне интересно исследовать пьесы и человека как такового через спектакли и воздействие спектаклей на зрителя. И еще фишка в том, что у нас зрители сидят так близко к артистам, что видят, насколько точно проживается каждый момент в заданной системе координат.
— Многие актеры-худруки театров, от Олега Табакова до Александра Калягина, приглашали известных режиссеров для постановки спектаклей, где они играли главные роли. Планируете что-нибудь подобное?
— Нет, и это было принципиальным моим условием. Я играю здесь только в спектакле «Кроткие», но он сделан до моего прихода в театр «Человек». Это был частный проект. В силу того, что он абсолютно соответствовал концепции актуализации русской классики, с которой я сюда пришел, дирекция разрешила его играть, и сейчас это один из наших хитов. Хотя, правда, у меня был один материал, и мы вели переговоры о постановке с разными модными режиссерами, но не сложилось.
— Почему вы, талантливый актер, стали с 2005 года заниматься режиссурой?
— На мой взгляд, актерская профессия очень зависимая. Я по знаку зодиака Овен — мне чужда подобная зависимость, мне всегда надо вперед, и кажется. что могу больше. В свое время я был неудовлетворен своим положением в театре, я был уверен, что я играю роли, не соответствующие моему уровню, что было чистой правдой, и хотелось большего, чем играть второстепенные роли или подыгрывать Максиму Суханову в спектаклях Владимира Мирзоева. Так возник «Обломoff», спектакль в Центре драматургии и режиссуры: по протекции Лены Греминой там появился Миша Угаров и поставил свою пьесу «Смерть Ильи Ильича» со мной в главной роли. Тогда зародилось движение «Новая драма». Дальше было много других работ, ушли роли второстепенные, появились главные, затем премии, номинации… Когда на читке фестиваля «Любимовка» я услышал пьесу Лауры Синтии Черняускайте «Скользящая Люче», я вдруг понял, что должен ее поставить. Это было во многом сопряжено с потерей отца: он ушел из жизни, и тех, кто жил с ним рядом, не покидало ощущение какой-то ответственности за случившееся. Потом был «Орфей» Жана Кокто в театре «Et Cetera», где потустороннее рассматривалось как реальное, параллельные миры материализовались и все перемешивалось. И во многом этот «небытовой реализм» определил мое развитие. Режиссура меня совсем захватила, я официально ушел из труппы театра «Et Cetera», оставшись приглашенным актером, и дальше пошло-поехало. В один сезон я даже поставил аж четыре больших спектакля, я фонтанировал идеями и не мог понять, откуда это все берется.
— В ваших спектаклях «Биография», «Аномальная Лиза», «Спасите Леньку!» всякий раз возникает ощущение, что рядом с нашим существует какой-то мистический мир, и между ними очень тонкая грань.
— Я об этом очень много думаю, мои спектакли пропитаны этим мистическим привкусом. А началось все с Кокто. Судьба нас ведет или мы сами? Я даже иногда думаю, что пьесы приходят ко мне сами.
— Как это?
— Пьесу Макса Фриша «Биография» прочитал нам на курсе наш педагог Дмитрий Владимирович Брусникин. И она так сильно в меня попала, зрела больше двух десятков лет, а когда нужно было решить, с чего начинать в театре «Человек», она вдруг неожиданно нашлась у меня дома — и у меня не было сомнений: я решил стартовать этим названием. И это как раз история на тему «Мы или нами?». Знаете, с одной стороны, мне интересны какие-то сложные пьесы. С другой — я сам люблю простые тексты делать сложными. Например, пьеса «Спасите Леньку!» на первый взгляд кажется довольно простой, мы ее развернули совсем с другой стороны — даже автор Малика Икрамова поначалу была в шоке. В этом спектакле актеры берут в руки кукол, которые начинают буквально эволюционировать на глазах зрителей и постепенно заполняют собой все пространство.
— Для чего нужно было все усложнять?
— Понимаете, пьеса «Спасите Леньку!» играет на определенных душевных струнах человека, и режиссеры этим буквально пользуются. Мне не хотелось с этим работать, я нашел в этом тексте совсем иные темы. Или «СтароМодная комедия», которую я недавно поставил в Театре Моссовета, стала у меня историей о конфликте и сближении двух немолодых людей, законсервировавшихся в своем горе, и они не видят современный мир, и не хотят видеть, а мир, в свою очередь, не замечает их.
— Удовольствие от постановки спектакля сравнимо с удовольствием от игры на сцене?
— Не могу сказать, что сравнимо, это два разных удовольствия. А третье удовольствие — снять полнометражный художественный фильм, что я недавно и сделал. Это мой режиссерский дебют, называется «Тайм-аут», и для меня этот процесс оказался неожиданно моим. Если говорить о режиссуре, мне интересно это создание команды спектакля. Всегда начинаешь делать историю про одно, но органика артистов, с которыми ты работаешь и на которую опираешься (я ненавижу составы, всегда работаю с одним), может завести тебя в неожиданную сторону, открывая множество новых смыслов. Например, «СтароМодная комедия» получила в итоге очень мощное антивоенное звучание.
То есть для меня постановка спектакля — не математика, а поиск Вселенной и какая-то лабораторная работа, как у Роберта Стуруа или Петра Наумовича Фоменко.
— Как у вас возникла идея снять фильм?
— Неожиданно. (Смеется.) Сначала я поставил спектакль «Тайм-аут» по пьесе современного драматурга Марины Крапивиной в рамках программы «Играем вместе» в Тверском ТЮЗе. Московские артисты были интегрированы в региональный театр, они и местные актеры стали единой командой, и на репетициях возникала правильная и здоровая атмосфера. Спектакль тогда получил резонанс, билеты на него разлетались мгновенно. Он был запечатлен на камеру, показан в пандемию и стал вторым по всем количествам просмотров в стримах. А затем продюсеры вдруг предложили мне снять по нему фильм. Его действие происходит в Москве, это история про соцработницу, которая не может услышать себя и находится в состоянии какого-то стопора. По жанру «Тайм-аут» — «печальная комедия», и это абсолютно данелиевская история. Мы хотели сделать фильм в стиле классических 70-х. Перед началом работы долго репетировали, чтобы артисты на съемках не испытывали дискомфорта.
— Не уйдете из театра в кино?
— Не уйду. Просто я снова освоил что-то новое для себя. Не ожидал, что это окажется столь сложным и интересным. До этого я что-то снимал, а тут прошел «свои университеты» и отношусь к фильму очень трепетно, переживаю, что в России сейчас нет хорошего кинопроката. Но театр я не смогу бросить никогда.
— Какие фильмы, встречи, книги сформировали вас как личность?
— Интересно, что вы задали этот вопрос. Мы сейчас работаем над проектом «Человек +», который, как мне кажется, в данный момент необходим. Уходит огромный пласт культуры, о котором большинство молодых людей вообще не знает, и проект направлен на то, чтобы вернуть интерес к культуре.
Если говорить обо мне, то меня в свое время поразил фильм «Летят журавли» с гениальной Татьяной Самойловой. В театре моим триггером стали спектакли Някрошюса — посмотрев их вживую, я захотел заниматься режиссурой. Потом были спектакли Кастеллуччи и Фоменко. Эти три имени для меня особенно важны. Увидев спектакль Роберта Стуруа «Кавказский меловой круг», я понял, что моя модель театра может быть похожей, и я хотел бы развиваться в этом направлении. Мой любимый фильм Георгия Данелии «Осенний марафон» — абсолютно идеальная и понятная всем мужская история. «Тайм-аут» — понятная история про мое поколение.
— Кто вам первый сказал, что вы талантливы?
— Конечно родители. Они всегда меня поддерживали. У меня долго не получалось поступить в Школу-студию МХАТ, но родители всегда были настроены на то, чтобы я добивался своего, и верили в меня. Отслужив в армии, я поступил на подготовительные курсы Школы-студии, где преподавали Роман Козак и Дмитрий Брусникин, они меня рекомендовали Мастеру Алле Борисовне Покровской, и я поступил к ней на курс. Мама и сейчас смотрит мои спектакли. И свой фильм я ей тоже показал, она с удовольствием посмотрела, даже два раза. Она гордится мной, как все мамы своими детьми.
— Был ли тот, кто не верил в ваш талант?
— Наверное. Но это всегда давало мне силы. Когда я учился на четвертом курсе, мой кумир Олег Табаков сказал про меня на обсуждении: «Из этого парня ничего не получится. Это единственная белая ворона на вашем курсе». А я в то время уже репетировал у Владимира Мирзоева в «Хлестакове» и понимал, что у меня-то в жизни начинается что-то интересное. Я пережил дикий стресс: все мои воздушные замки рухнули. Но тем не менее я как-то справился, и теперь это вызывает у меня улыбку: «А если б тогда не подслушал, вдруг ничего у меня не получилось бы?»
— Состоится ли в театре «Человек» фестиваль «Диалоги»? Какие еще у вас готовятся интересные проекты?
— 2024 год для «Человека» юбилейный: театру исполняется 50 лет. И если все будет складываться, следующей осенью состоится четвертый фестиваль камерных спектаклей для двух актеров «Диалоги».
В марте мы провели китайский новогодний фестиваль. Просто хотели необычно справить Новый год, и у нас получилось интересное, красочное и задорное погружение в культуру Китая, я лично открыл для себя прекрасную китайскую поэзию. Кстати, на следующий год в Новом фойе театра планируем устраивать поэтические практики: наши актеры будут работать со стихами забытых или новых поэтов. Это будут даже не вечера, а мини-спектакли, где все получат возможность самостоятельно исследовать поэзию. Есть публика, которой это необходимо. А сейчас мы запускаем новый ежегодный проект «Человек — точка притяжения». Это театральный фестиваль-лаборатория, в финале которого будет показана история китайских Ромео и Джульетты: режиссер Ольга Соколовская делает презентацию пьесы, написанной много сотен лет назад. Нам важен поиск идентичности между народами: на фестивале будут звучать русские гусли и похожий на них китайский национальный инструмент гучжэн. Будут пекинская и традиционная русская оперы и многое другое. Это проекты, а премьеры — «Дыши!» Елены Олениной, «Голова» Скворцова — это из самых ближайших.