Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Александр Калягин: «Театр – не сфера услуг!»

Юрий Татаренко
Academ.info , 07.03.2013
Любимец миллионов телезрителей, народный артист России, худрук столичного театра Et cetera, председатель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин, совсем недавно отметивший свой 70-летний юбилей, приехал в наш город на закрытие Сибирского театрального форума. — В Новосибирске театральный форум прошел во второй раз, а всего за последние несколько лет состоялось пять форумов. Простите за наивный вопрос: а для чего они нужны? — Когда мы только затевали организацию первого форума, сразу же начались подобные вопросы. Ответов было много, глаголы просто посыпались: найти выход, мобилизоваться, инициировать… Все они говорят об одном: мы встали на борьбу с, мягко говоря, неправильными законами. — Какими-какими законами? — Дурными, мешающими развитию театра. Мы боремся с людьми, не понимающими специфики театра, сути театрального творчества. Чиновникам понятно, что должен иметь живописец – холст, кисти, краски. А вот про театр они знают только одно: там работают люди, которые постоянно чем-то недовольны. А нам всего и надо-то, чтобы нам не мешали! Для этого перед принятием разного рода законов с нашим Союзом театральных деятелей (СТД) нужно просто посоветоваться. Но чиновники никак не могут смириться с тем, что есть люди, с которыми нужно считаться! — Знакомая песня: «И как один умрем в борьбе за это!» — Думаете, я мало повоевал на своем веку? Предостаточно! И в молодости, и позже. И что это принесло? Лишь боль и разочарование. А наша профессия учит другому – умению договариваться. С пьесой, с режиссером, с партнерами. Иначе никогда ничего не сыграть. — Письма во все инстанции – это не игрушки… — Вся эта переписка, скажу я вам, не самое интересное дело в жизни. Постоянно попадаешь в какие-то ловушки. В ответ на одно из писем в Государственную Думу я получил потрясающий ответ от председателя комитета по законодательству Крашенинникова, суть которого сводится к следующему: если театру нужно потратить деньги на то, чтобы поставить спектакль, а не покрасить стены, то некую Марью Петровну за принятие правильного решения нужно как-то отблагодарить! На заседании в Госдуме я сказал Нарышкину, что это чудесные условия для расцвета коррупции. Полгода ушло на то, чтобы добиться разрешения театрам и другие бюджетным учреждениям культуры самостоятельно распоряжались заработанными средствами. И все решилось только после обращения к Путину. Как выясняется, без прямых указаний президента страны у нас вообще мало чего добьешься. — Известно, что на юбилей Путин подарил вам раритетное издание Гоголя. Встреча прошла в загородной резиденции главы государства, в неформальной обстановке за чашкой чая. Какие мысли посещают вас после празднования круглой даты? — Возраст ощущается тем, что ты нравишься себе все меньше и меньше, а всё вокруг раздражает все больше и больше. Но вообще-то вопросы и рождения человека, и его похорон касаются только самых близких. Все остальное – вой и причитание. Простите мне мой, возможно, цинизм, но оно так и есть. Льстивое слово я угадываю с первой секунды, терпеть не могу лесть, всякий раз прошу отложить ее до речей у гроба. — Вы хотите сказать, юбилей не повод быть довольным собой? — Самодовольные люди мне кажутся смешными. Предпочитаю для себя самоиронию. Без иронии можно потерять ориентиры в жизни, причем везде, и самое главное – в профессии. Работа над пьесой Шекспира «Буря» открыла мне страшную истину: нельзя изменить низменную природу человека. Только перед самым концом, перед последним вздохом человек освобождается от земных пут, расстается со своими инстинктами: амбициями, гордынею, местью. — Россия не расстается со своим стационарным театром несколько веков. Ему действительно не выжить без господдержки?— Постараюсь ответить вам в двух словах. Репертуарный театр возник только в России в конце девятнадцатого века. И постоянная труппа – новое явление для мирового театра. Конечно, идеология изуродовала репертуарный театр. Но он по-прежнему наша гордость, поэтому его надо сохранить. Щепкин и Станиславский считали репертуарный театр достижением мировой культуры. Труппа МХТ начала двадцатого века могла все – поэтому и достижения великие! Яркий и показательный сегодняшний пример – театр под руководством Льва Додина в Петербурге. Другое дело, что вот уже пятнадцать лет мы живем не при капитализме, а, как бы выразиться поточнее… в рыночной системе. И естественно, что рынок предлагает театру другие правила игры. К ним надо приспосабливаться, на некоторые вещи наложить табу, но игнорировать рынок нельзя. — Первостепенный вопрос: как сохранить российский театр в условиях кризиса? — С одной стороны, нам каждый год говорят, что предполагается сохранять прежние объемы финансирования. Но на деле в Союз театральный деятелей РФ несколько лет шли сигналы о сокращении статей расходов – из Хакассии, из Бурятии, где уже снижены постановочные расходы на 50 процентов, в республике Алтай заработная плата актеров составляет 4 – 5 тыс. рублей. Какие нужны комментарии, когда уровень зарплаты сведен к пособию по безработице? Но это не первые симптомы надвигающейся катастрофы. Я так понимаю, сначала сокращают финансирование, потом начнут сокращать и театры? Многое будет зависеть от губернаторов, определяющих ситуацию на местах. В Кемерове, Омске, Томске, Новосибирске губернаторы много лет поддерживают театры, спасибо им огромное. Но важно, чтобы театры развивались не только в крупных городах. Там, где есть театр, жители по-другому ощущают себя! Театр создает культурную среду. В совсем небольшом городке Прокопьевске драматический театр – живой, развивающийся, имеющий в репертуаре Кальдерона, Кольтеса, Достоевского… Или возьмем когда-то закрытый город Северск в Томской области. Там три театра. Неужели мы можем допустить, чтобы один из них закрыли? В рамках форума я встретился с губернатором Новосибирской области Василием Юрченко, и он пообещал решить многолетний вопрос со строительством здания для ГДТ под руководством Сергея Афанасьева. Надеюсь, это обещание будет выполнено. Несколько лет назад из вашего города уже приходило просто потрясающее известие о том, что первый выпуск Новосибирского театрального института получил помещение, название «Первый Театр-студия» и поддержку губернатора. Поймите: театр закрыть легко – открыть трудно, чрезвычайно трудно! — Остается уповать на проект «Россия 2020. Главные задачи развития страны»? — В этом документе записано: надо стимулировать рынок услуг в сфере культуры. Это выражение меня, если честно, бесит. Мы не парикмахерская и наша деятельность, работа в театре – не рынок услуг. Мы создаем художественные произведения! За этим определением скрывается оскорбительное отношение к культуре. Но ведь культура, как сказал академик Лихачев – главный смысл существования человеческого общества. А в документе «Россия 2020», говоря о человеческом капитале, называют здравоохранение, образование, но не культуру. Я этого не понимаю! — Непонятно и то, как вы все успеваете: руководить театром, играть в шести спектаклях, заседать в правлении Союза театральных деятелей, ездить по стране? — Есть такой старый анекдот. Внук спрашивает дедушку: «А ты когда спишь, бороду кладешь под одеяло или сверху?» И дед потерял сон, все думал, куда ему бороду положить. Пока не задумываешься, ты можешь делать одно, другое, третье. Пока есть здоровье, пока жизнь помогает, все как-то само собой получается. — А театр лечит или отнимает здоровье? — Я всегда сопрягал актерскую профессию с профессией врача. До сих пор наблюдаю за медиками (у меня есть друзья-врачи) и вижу: что-то общее есть. Прежде всего, отношение к жизни: легкий цинизм, юмор, ирония, самоирония, святое и тут же нигилизм, а главное – существование рядом со смертью. То, с чем врач сталкивается все время, каждый день. И с чем сталкивается актер, если он действительно настоящий актер. — С чем сталкивается каждый актер, так это с вопросом трудовых отношений в театре. Все увереннее переходит на контракты даже армия, а вот театр менее прогрессивен. Уволить нельзя оставить – где сегодня нужна запятая? — Помню, когда я еще служил во МХАТе, Олег Николаевич Ефремов пытался заикнуться о контрактной системе, но его никто не стал слушать, на партбюро и в профсоюзе эту идею просто затоптали. Сегодня же к этому вопросу нужно обязательно вернуться. Но необходимо учитывать, что актеры, уволенные в связи с окончанием срока контракта, оказываются на улице. Они теряют социальный статус и не могут за счет одного пособия или пенсии обеспечить себе достойное существование. Мы хотим разработать программу социальной поддержки уволенных из театра. В рамках этой программы действовала бы система переподготовки кадров, открывались бы новые рабочие места, где могли бы пригодиться знания и опыт зрелых артистов. Излишне напоминать случай с московским театром имени Гоголя, актеры которого не так давно оказались в безвыходном положении. Конечно же, режиссер имеет право работать с теми, с кем считает нужным. Но надо создать и систему «подкладки», чтобы артист не превратился в нищего. В СТД мы обсуждали еще одну тему. В каждом театре было бы правильно создать фонд солидарности поколений. И доплачивать из него ветеранам сцены. Все мы рано или поздно уйдем на пенсию. Но заботиться о тех, кто нуждается, надо уже сейчас. — И что, это все реально осуществить? — Если говорить в целом и без прикрас, то Союз театральных деятелей – это мощная организация. Мы можем многое. И делаем многое. Так будет и в дальнейшем.