Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Подарочный сертификат
Пушкинская карта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

27.06.2022 Музыка в снегу. Попытка услышания Елена Семенова , Культурная инициатива 02.06.2022 "Наше кино. Неувядающие": Метод Калягина Телеканал "МИР" 01.06.2022 "Раскрывая тайны звезд": к 80-летию Александра Калягина Москва 24 01.06.2022 Поздравления с 80-летием принимает всеми любимый артист Александр Калягин Первый канал 26.05.2022 Александр Калягин отмечает юбилей Телеканал "ТВ Центр" 26.05.2022 В театре Et Cetera отметили юбилей Александра Калягина Телеканал "Культура" 26.05.2022 «Здравствуйте, я ваша тетя». Путь Александра Калягина на большую сцену Телеканал "Мир 24" 26.05.2022 Программа «Календарь» на телеканале «ОТР» об Александре Калягине Телеканал "ОТР" 26.04.2022 Телеканал "Культура" об открытии выставки "Путешествие в "Калягинск" Телеканал "Культура" 26.04.2022 Программа "Доброе утро" об открытии выставки "Путешествие в "Калягинск" Первый канал 26.11.2021 17:00:00 Стакан воды... или Причины и следствия / "Стакан воды" в Театре "Et Cetera" Валентина Федорова , Страстной бульвар, 10 16.08.2021 Лекарство для души Жанна Филатова , Театральная афиша столицы 24.06.2021 Эфир программы "Главная роль" на телеканале "Культура". Гость - режиссер, засл.арт.РФ Владимир Скворцов Телеканал "Культура" 11.06.2021 Сказки для девочек разного возраста Александра Байлагашева , Сетевое издание «Сельчанка», Республика Алтай 03.06.2021 Татьяна Владимирова - самая КОСМИЧЕСКАЯ актриса России Женя Токарев , Youtube 06.04.2021 В театре Et Cetera приготовят «Любовный напиток» InterMedia 06.04.2021 Театр "Et Cetera" поставил спектакль для своей ведущей актрисы Татьяны Владимировой ТАСС 26.08.2020 Театр Et Cetera откроет новый сезон спектаклем "Быть!" Телеканал "Культура" 26.08.2020 В "Et Cetera" сразу две премьеры Евгений Герасимов , Литературная газета 17.06.2020 Et Cetera откроет сезон премьерой спектакля по мемуарам Смоктуновского Варвара Карпеева , Российская газета 07.06.2019 Кузбасс (май-июнь 2019) 04.06.2019 Творческий подарок в честь 25-летия ЗАО "Стройсервис" Александра Горовикова , Телерадиокомпания "27 плюс" 02.06.2019 Репортаж телеканала "Вести-Кузбасс" о гастролях "Et Cetera" в Кемерово Вести-Кузбасс 26.03.2019 Документальный фильм "Монолог в 4-х частях. Александр Калягин". 2-я часть Телеканал "Культура" 06.12.2018 Премьера спектакля "В зоне доступа" в театре "Et Cetera" ТВЦ "Город новостей" 06.12.2018 В театре Калягина придумали опасную игру с мобильниками Феликс Грозданов , Дни.ру 06.12.2018 Театр Et Cetera представит трагикомедию о приключениях мобильного телефона ОТР 06.12.2018 «В зоне доступа» — театр «Et Cetera» Первый канал. Доброе утро. 16.10.2018 Санкт-Петербург (октябрь 2018) 16.09.2018 Приехал ревизор. Он стар, обездвижен и сидит в инвалидной коляске. Энрико Фьоре , CONTROSCENA.NET 16.09.2018 В Рим приехал "Ревизор"! Нива Миракян (Рим) , Российская газета - Федеральный выпуск №7670 (207) 06.04.2018 Московский "Ревизор" в постановке Роберта Стуруа потряс грузинских зрителей Ольга Свистунова , ТАСС 16.03.2018 Когда хочется жить... Наталья Сажина , ТЕАТРОН 06.03.2018 Это — «Гвоздь сезона»! Первый канал. Доброе утро. 16.01.2018 Театр "Et Cetera" представил спектакль "Декамерон" по произведению Боккаччо РИА Новости (Россия сегодня) 16.08.2017 К нам приехал "Ревизор.Версия": Александр Калягин предстал в образе инфернального Хлестакова Слава Шадронов , Окно в Москву 30.06.2017 Хабаровск (Большие гастроли, июль 2017) 21.06.2017 Ревизор приходит дважды Елизавета Авдошина , Независимая газета 19.06.2017 Россия24. Афиша. Гастроли Et Cetera в Хабаровске Россия24. Хабаровск 18.06.2017 Хлесткий Хлестаков Андрей Максимов , Российская газета 14.06.2017 Александр Калягин: Все знать, читать и сделать по-своему Анжелика Заозерская , Вечерняя Москва 07.06.2017 Александр Калягин прикинулся Ревизором Анастасия Плешакова , Комсомольская правда 06.06.2017 Последний день города N: Как пьесу Гоголя «Ревизор» превратили в «Карточный домик» Анна Гордеева , Lenta.ru 05.06.2017 «А рыба была хороша!» Марина Токарева , Новая газета 01.06.2017 Александр Калягин побил рекорды, сыграв в 75 лет молодого Хлестакова Марина Райкина , Московский комсомолец 16.12.2016 Анна Артамонова: Очень хочется жить счастливо и чтобы люди вокруг жили так же Павел Подкладов , Подмосковье без политики 16.12.2016 Комедия с горьким привкусом неприглядной правды Анжелика Губина , Вечерняя Москва 15.12.2016 Гость программы "Худсовет" - драматург, режиссер Александр Галин. Телеканал "Культура" 15.12.2016 Гость программы "Худсовет" - драматург, режиссер Александр Галин. Телеканал "Культура" 31.10.2016 "Художник не должен ничего кричать". Режиссер Александр Калягин — о цензуре в театре Анна Зелькина , Настоящее время 31.10.2016 "Художник не должен ничего кричать". Режиссер Александр Калягин — о цензуре в театре Анна Зелькина , Настоящее время 25.10.2016 Сладко-кислая премьера в театре «Et Cetera» Алексей Филиппов , Кино-театр 24.10.2016 «Тагильско-московский сюжет», или Новая история о старом Наталья Решетникова 23.10.2016 Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Премьера спектакля «Лодочник» Анна Макрищева , DailyCulture 21.10.2016 Моноспектакль Владимира Скворцова "Шекспир. Монологи" Норильский Заполярынй театр драмы 12.10.2016 Репортаж телеканала "Культура" о предстоящей премьере "Лодочник" Телеканал "Культура" 12.10.2016 Репортаж телеканала "Культура" о предстоящей премьере "Лодочник" Телеканал "Культура" 02.10.2016 "Важная персона": Александр Калягин Москва 24 02.10.2016 "Важная персона": Александр Калягин Москва 24 01.10.2016 "К Чехову, к Ефремову" / Международный театральный фестиваль "ПостЕфремовское пространство" Хорошко Анна , Страстной бульвар,10 26.09.2016 Верхний Тагил. Андрей Архангельский знает, зачем «Уралвагонзаводу» интеллигентская драматургия Андрей Архангельский , Коммерсант. Огонек. 24.09.2016 Белгород 30.08.2016 Et Cetera открывает предъюбилейный сезон ТЕАТРАЛ 29.08.2016 В Et Cetera представили новых артистов и рассказали о премьерах Телеканал "Культура" 29.08.2016 Александр Калягин: «Получится ли всё, что задумано?» ТЕАТРАЛ 29.08.2016 В Et Cetera представили новых артистов и рассказали о премьерах Телеканал "Культура" 29.08.2016 Роберт Стуруа ставит в Et Cetera "Ревизора" с Калягиным в главной роли ТАСС: Культура 29.08.2016 Новый сезон в театре "Et Cetera": Калягин сыграет Хлестакова РИА Новости 29.08.2016 Александр Калягин сыграет Хлестакова Марина Райкина , Московский комсомолец 19.06.2016 Тбилиси 25.05.2016 Репортаж ИК "Город": "Старшая сестра" Первый городской канал в Кирове 25.05.2016 Два Шекспира Татьяна Лисик , портал Savemypost 20.05.2016 Театральное море уже разыгралось Татьяна Лисик , РЕН-ТВ Киров 20.05.2016 "Большие гастроли" в Кирове: пресс-конференция Александра Калягина ГТРК "Вятка" 19.05.2016 Киров 10.05.2016 "Театр не больница. Он не лечит" Елена Владимирова , Журнал "Огонек" 18.04.2016 Колумбия (Богота) 28.03.2016 статья "Открыть глаза" Виктор Лошак , Журнал "Огонек" 28.03.2016 "Открыть глаза" Виктор Лошак , Журнал "Огонек" 17.03.2016 "Многолетнее ожидание" Александр Калягин , журнал "Театрал" 15.03.2016 Гастроли спектакля "Борис Годунов" в Латинской Америке Вести 24 11.03.2016 Театр Et Cetera привёз в Колумбию "Бориса Годунова" Телеканал "Культура" 11.03.2016 Спектакль «Борис Годунов» под взмахом дирижерской палочки Петера Штайна Иберо-американский фестиваль, Колумбия 11.03.2016 «Борис Годунов» под взмахом дирижерской палочки Петера Штайна Иберо-американский фестиваль, Колумбия 11.03.2016 Театр "Et Cetera" привез "Бориса Годунова" в Колумбию Телеканал "Культура" 11.03.2016 Театр Et Cetera привёз в Колумбию "Бориса Годунова" Телеканал "Культура" 08.03.2016 Театр Et Cetera отправляется в Колумбию Риа Новости 01.03.2016 Мы оплачем не спеша малыша-карандаша: «Утиная охота» В.Панкова в Московском театре «Et Cetera» Евгений Авраменко , Петербургский театральный журнал 09.02.2016 Программа "Настроение" на ТВЦ с участием Людмилы Дмитриевой телеканал ТВЦ 09.02.2016 Программа "Настроение" на ТВЦ с участием Людмилы Дмитриевой телеканал ТВЦ 08.02.2016 Усталость режиссера Александр Калягин , журнал "Театрал", февраль 05.02.2016 В Et Cetera нашли артиста на главную роль Театрал 21.01.2016 "Et Cetera" в марте откроет фестиваль в Колумбии "Борисом Годуновым" РИА Новости 15.01.2016 Анна Артамонова и её Чехов Анастасия Разгуляева , Театральный журнал «i», Нижний Новгород 30.09.2015 21:26:00 Гастроли. Иркутск, Улан-Удэ, Чита 16.09.2015 Немного позитива Et Cetera Елена Орлова , "Областная газета" 06.07.2015 Московский театр «Et Cetera» приедет в Иркутск с гастролями с 10 по 12 сентября ИрСити 30.06.2015 Гастроли в Буэнос-Айресе 22.06.2015 Александр Калягин: Нам всем необходимо найти свою дорогу! Борис Войцеховский , "Вечерняя Москва" 20.06.2015 Роберт Стуруа: "Жизнь была бы лучше без политиков" Аналия Мельгар , Перфил 20.06.2015 Мы - марионетки в чьих-то руках Иванна Сото , Кларин 19.06.2015 "Буря" ближе к сказке, чем к аллегории Патрисия Эспиноза , AMBITO FINANCIERO 19.06.2015 Между земным и сверхъестественным Паула Сабатес , PAGINA 12 18.06.2015 Роберт Стуруа: "Мне нравится актер,который работает с тем, что имеет" Мерседес Мендес , TIEMPO ARGENTINO 17.06.2015 Прогулка с Шаманом Елена Алешкина , Office 15.06.2015 Волшебная и игривая версия Изабель Кросе , LA PRENSA 15.06.2015 Выдающаяся работа российских артистов Карлос Пачеко , "Ла-Насьон" 14.06.2015 Шекспир на русском языке Карлос Пачеко , LA NACION 13.06.2015 Месть и раскаяние Сесилия Хопкинс , Páginal12 13.06.2015 Россию и Аргентину объединил океан шекспировских страстей Алексей Зотов , Первый канал 11.06.2015 Из России идет "Буря" Хуан Хосе Сантильян , ClarínX 11.06.2015 "Буря" на берегах Рио-де-ла-Плата Татьяна Федотова , "Народная газета" 10.06.2015 «Основы государственной культурной политики» должны стать конституцией культуры» Семен Суриков , "Новые известия" 04.06.2015 Театр Et Cetera откроет в Аргентине Год русской культуры Новости ТК "Культура" 04.06.2015 В Аргентине пройдут гастроли московского театра Et Cetera Александр Нечаев , "Российская газета" 04.06.2015 Московский театр Et Cetera откроет Год русской культуры в Аргентине Ольга Свистунова , ТАСС 02.06.2015 Мелихово. Чехов Павел Подкладов , Страстной бульвар, 10 01.06.2015 От Таганрога до Мелихова Ольга Игнатюк , Театральная афиша 06.02.2015 В Et Cetera написали пьесу о Чехове "Театрал" 16.01.2015 "Бориса Годунова" поставили без модернизаций Ирина Корнеева , "Российская газета" 09.06.2014 Советское совершенное Наталья Витвицкая , VashDosug.RU 02.06.2014 Веселые, крикливые, со словами Володина на устах Григорий Заславский , «Независимая газета» 16.01.2014 Грузинский десант высадился у Калягина Любовь Лебедина , «Трибуна» 26.08.2013 Et Cetera поставит в новом сезоне Шекспира, Вампилова и Аристофана Наталия Курова , РИА Новости 26.08.2013 Et Cetera покажет спектакли, приуроченные ко дню рождения Шекспира Москва24 26.08.2013 Александр Калягин: Роберт Стуруа может ставить спектакли, где угодно, но штаб-квартира его здесь Анастасия Иванова , «Вечерняя Москва» 26.08.2013 «Комедия ошибок» ждет Et Cetera в XXI сезоне радио «Мир» 18.06.2013 Убежище для жизни Елена Сергеева , Российская газета 03.06.2013 Опасные дилетанты Александр Калягин , Театрал 16.04.2013 Режиссер Петер Штайн поставит спектакль в московском театре Et Cetera РИА Новости 26.03.2013 Вечеринка в кубинском стиле в Et Cetera Ася Иванова , Вечерняя Москва 26.03.2013 Юбилей театра Et Сеtera: Мэрилин Монро в гостях у Шекспира Анна Горбашова , Weekend 26.02.2013 Игорь Сечин стал «Персоной года» Анна Нехаева , ИТАР-ТАСС 26.02.2013 Стипендия имени Анатолия Эфроса поддержит молодые таланты ТВЦ 26.02.2013 Калягин учредил стипендию имени своего учителя Марина Райкина , МК 26.02.2013 Калягин вручил стипендию имени Эфроса «Театрал» 06.12.2012 Министр культуры Грузии посетит Москву по приглашению Александра Калягина Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 26.10.2012 Гастроли на Кубу 06.10.2012 Здравствуйте, я ваша смерть Анна Чужкова , «Культура» 26.09.2012 «Et Cetera» начинает свой юбилейный двадцатый сезон Новости телеканала Культура 26.09.2012 Александр Калягин сыграл мировую премьеру нового спектакля в постановке Роберта Стуруа Ольга Свистунова , ИТАР-ТАСС 26.09.2012 Премьера в «Et Cetera» от Роберта Стуруа Карина Ивашко , «Голос России» 26.06.2012 Отголоски бури Михаэль Хендельзальц , "Вести-Тель-Авив" 20.06.2012 Счастливый билет Роберта Стуруа Оксана Власова , «ТРИБУНА» 16.06.2012 Александр Калягин: Актер должен наступать на горло своему тщеславию Татьяна Медведева , «Вечерняя Москва» 04.06.2012 Александр Калягин: «Если не веришь, что можешь – надо уходить» Екатерина Писарева , "Курская правда" 01.06.2012 Даниил Страхов: «Путь к внутренней свободе» Марина Белова , журнал «Театрон» 26.05.2012 Свой юбилей Калягин отметил блистательной игрой Вести.ru 26.05.2012 Александр Калягин: «Стоп-кран я еще не нажал» ТК «Мир» 26.05.2012 Александр Калягин: Золотой Клоун Марина Тимашева , Радио Свобода 26.05.2012 Настоящий цирк поздравил Александра Калягина с юбилеем Наталия Курова , РИА Новости 16.05.2012 Феерическая "Буря" и "саунддрама доктора Полякова" Zahav.ru 06.04.2012 Измученный и скучный зверь Ирина Алпатова , «Культура» 06.02.2012 «Моя Марусечка»: душевный спектакль Марины Брусникиной Наталья Витвицкая , «Ваш Досуг» 06.02.2012 Сопрано под транзистор Елена Ларина , Голос России 06.02.2012 Марусечкино царство Ирина Анисимова , «Новые Известия» 26.10.2011 «Орфей»: смерть поэта Наталья Витвицкая , «Ваш досуг» 16.09.2010 Театр Et Cetera покажет благотворительный спектакль «Театрал» 22.06.2010 Александр Калягин: «Бюджетная реформа искоренит эксперименты в театре» Ольга Романцова , Газета.ru 01.06.2010 «Дороги роли, которые тяжело даются» Анастасия ТОМСКАЯ , Журнал «Театрал» 01.06.2010 Театральные награды сезона Жанна Филатова , «Театральная афиша» 26.04.2010 «Маска» столичная Журнал «Власть» 26.03.2010 Из жизни в театр переходя Алена Карась , "Российская газета" 26.10.2009 О государственной поддержке творческих работников и творческих союзов Театр на Телеканале "Культура" 26.10.2009 Александр Калягин: «Невозможно создать интеллектуальные ресурсы, игнорируя необходимую поддержку культуры» Театр на Телеканале "Культура" 18.06.2009 Продюсеры тоже плачут Дмитрий Морозов , Газета «Культура» 15.06.2009 Выступление А.А. Калягина на заседании Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 02.06.2009 «Весна для Гитлера» в России Марина Тимашева , Радио Свобода 02.06.2009 Если бы Чехов запел... «Российская газета» 01.06.2009 Самый веселый мюзикл в Москве Григорий Заславский , «Независимая газета» 06.04.2009 Максим Леонидов и Егор Дружинин провернут аферу века в мюзикле «Продюсеры» ST@RS 16.03.2009 Алексей Кортнев: «Люди все равно будут слушать приличную музыку» Елена Мухаметшина , Русский Newsweek 01.06.2008 Театры Москвы проводят благотворительные спектакли для детей Радио "Маяк" 06.12.2007 АДОЛЬФ ШАПИРО: "На Западе я бы Брэдбери не ставил. Только у нас" Наталия Каминская , "Культура" 06.09.2007 «МК» объявляет победителей театральной премии Марина Райкина , "Московский комсомолец" 06.04.2007 Connected by Blood / Связанные кровью Джон Фридман , "The Moscow Times" 16.03.2007 «Пожары» в театре “Et Cetera” Анна Остерман , Телеканал "Культура". Новости 16.02.2007 «Et Сetera» приглашает на премьеру РТР 16.02.2007 Для канадского режиссера русские актеры — это тигры "Агентство Национальных Новостей" 26.01.2007 Кафе «Отечество» Анна Гордеева , "Время новостей" 17.11.2006 Journey Into Darkness John Freedman , "The Moscow Times" 27.10.2006 Бегство от обмана Елена Губайдуллина , "Театрал" 25.10.2006 По кайфу Марина Зайонц , "Итоги" 19.10.2006 Театр начинается с морфия Марина Райкина , "Московский комсомолец" 16.10.2006 Октябрь. Московские театральные премьеры Елена Дьякова , "Новая газета" 13.10.2006 Про «Морфий» написали оперу Майя Мамаладзе , Полит.ру 12.10.2006 Глюки Верди Наталия Каминская , "Культура" 11.10.2006 Партитура экстаза и ломки Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 09.10.2006 Морфий Вера Павлова , "TimeOut" 09.10.2006 Не колись Ольга Галахова , "Независимая газета" 06.10.2006 Лекарство от тоски Алена Карась , "Российская газета" 05.10.2006 «Морфий» — премьера в театре “Et Cetera” Дарья Ли , Радио "Маяк" 05.10.2006 Режиссерская доза Роман Должанский , "Коммерсантъ" 29.09.2006 Панков, Soundrama и врачебная тайна Алла Шендерова , "Ваш досуг" 08.06.2006 Сожженные письма Алиса Никольская , "Взгляд" 06.04.2006 Загадка Ивана Павловича Майя Мамаладзе , "Полит.ру" 31.03.2006 Behind Closed Doors / За закрытыми дверями Джон Фридман , "The Moscow Times" 27.03.2006 Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля… Елена Ковальская , "Афиша" 23.03.2006 Есть ли жизнь после классики? Наталия Каминская , "Культура" 20.03.2006 Конец историйки Дина Годер , "Экперт" 17.03.2006 Сюжет предан анафеме Григорий Заславский , "Независимая" 16.03.2006 Хороший конец под рельсами Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 16.03.2006 Вдруг без друга Роман Должанский , "Коммерсантъ" 14.03.2006 “Et Cetera” представит первую премьеру в новом здании РИА "Новости" 10.03.2006 Сюжет из газеты Григорий Заславский , "Независимая газета" 10.03.2006 Оff через ять Марина Давыдова , "Известия" 16.11.2005 Есть Сetera! Ян Смирницкий , "Московский комсомолец" 16.11.2005 Мечты Калягина сбываются Любовь Лебедина , "Труд" 16.11.2005 Каменная премьера Алена Карась , "Российская газета" 06.04.2005 У Калягина уморили Тарелкина Полина Ерофеева , "Собеседник" 18.06.2004 Сказать людям самое важное Лариса Белякова , "Украина и мир сегодня" 11.06.2004 Соло для магнитофона с артистом Людмила Печерская , "Украина и мир сегодня" 10.06.2004 На сцене театра имени Ивана Франко — моноспекталь «Последняя запись Крэппа» Надежда Григорьева , podrobnosti.ua 06.02.2004 «Парижский романс» в театре «Et Cetera» "Коммерсантъ" 06.10.2003 Свиные ножки в До-Mажоре Светлана Осипова , "Московский комсомолец" 06.11.2002 Характер нордический Наталия Каминская , "Культура" 16.04.2002 Круг чтения Роман Ганжа , "Русский журнал" 16.11.2001 Мюзикл в погоне за пропиской Ольга Рахаева , "Вечерний клуб" 26.04.2000 У кого чего болит, тот о том не говорит Дина Кирнарская , "Время MН" 01.06.1999 Грустная реальность со сказочным концом Наталия Балашова , "Московская правда" 25.06.1998 Параллели и перпендикуляры Наталия Каминская , "Культура" 23.06.1998 Между сновидением и фильмом-катастрофой Наталия Колесова , "Вечерняя Москва" 01.06.1998 Жизнь есть сон Наталия Колесова , "Театральный курьер" 01.06.1998 Сон о чести и справедливости Марина Благонравова , "Экран и сцена" 28.03.1996 Мольер. «Лекарь поневоле» Ирина Зверева , "Общая газета" 20.02.1996 Как во времена Мольера Наталия Балашова , "Московская правда" 19.02.1996 Калягин — театр Виталий Поплавский , "Вечерняя Москва" 07.02.1996 Арбат, Бродвей, Еt Сеtеrа… Ирина Глущенко , "Независимая газета" 06.07.1995 Там, за горизонтом Александр Шевляков , "Подмосковные известия" 10.06.1995 Дальние страны калягинцев Ольга Фукс , "Вечерний клуб" 01.06.1995 Там, «за горизонтом»… Юрий Фридштейн , "Общая газета" 16.07.1994 Руководство для желающих жениться Александр Шевляков , "Вечерний клуб" 24.06.1994 Et Сetera, но снова все же Чехов Наталия Балашова , "Московская правда"
Пресса

Музыка в снегу. Попытка услышания

Елена Семенова
Культурная инициатива , 27.06.2022
Актёрское чтение стихов… Произнесение стихотворных текстов вообще, в принципе, — самими поэтами либо другими более-менее умеющими артикулировать людьми. Материя тонкая, деликатная. Между, условно говоря, «мхатовской» манерой с сильной аффектацией и акцентированием эмоций с паузами и жестами, и просто монотонным ровным произнесением, которое, возможно, даже больше подходит для считывания смыслов, есть ещё много разных манер.

Скажем, поэты Серебряного века (Волошин, Гумилёв, Есенин, Маяковский), как мы можем слышать по сохранившимся записям, читали отнюдь не театрально, тем не менее, в их произнесении есть ощущение некоей «горнести», «надмирности», перехода от обыденной речи к «священному акту», акту проговаривания того, что продиктовано свыше.

А вот в XXI веке саундпоэзия и фестивали голосового стиха раздвинули рамки и беспощадно разбили стереотипы классической подачи текстов, добавив туда и чтение нараспев (зонги), и скандирование, и речитатив, и шаманские завывания, и рычания, и элементы перформанса….

Всё это я к тому, что доверить услышание и прочтение своих кровных текстов для поэтов — дело почти самоотверженное. Это можно уподобить тому, как чужой человек заходит в твою квартиру, начинает там хозяйничать, передвигать вещи, раскладывать свои, приносит свои запахи и энергетику. И вот тут срабатывают внимание, слух и деликатность, уважение к чужому миру. Не всегда такой гость оказывается желанным.

Собственно, проект «Поэзия XXI век. Авторское/актёрское прочтение», организованный Ольгой Матвеевой при поддержке проекта «Культурная инициатива» на сцене театра «Et Сetera» — это как раз об этом. Попытка, если так можно выразиться, починить испорченный телефон, наладить понятийный контакт между миром актёров и миром поэтов, которые довольно замкнуты и герметичны. Это одновременно и взаимное «ощупывание», «нащупывание» интересов, тенденций. Можно сказать, знакомство.

Такой эксперимент пришёлся по душе художественному руководителю театра Александру Калягину, и вот в мае прошла уже четвёртая «серия». Конечно, как в любом эксперименте, была доля риска: за время проекта выяснилось, что некоторые поэты были не очень довольны актёрской интерпретацией своих текстов… Однако общее ощущение от встреч такое, что контакт есть и проект успешен.

На что это похоже? Всё вроде как обычно в театре: средней величины зал, чарующая полутьма, свет ламп и софитов. Разве что сцена отделена от зрителей всего двумя-тремя ступеньками. Но — и не как обычно. Потому что и авторы, и актёры уже находятся на сцене, рассевшись за круглыми и квадратными столиками и на ступеньках. И в этом расположении, в позах, повороте голов изначально и, может быть, невольно подозревается некая пантомима.

Как это ещё можно назвать? Напрашивается словосочетание «отпущенные марионетки» или «вольные марионетки»: актёров ведёт авторский текст, но интерпретировать его они могут сами. По прочтении из тени, как бог ex machina выступает автор и являет свою манеру чтения. Но ни в коем случае не как эталон. Это не соревнование, это попытка услышания…

По итогам трёх встреч также стоит сказать о важнейшем концептуальном взрыве-столкновении: актёры, входя в пространство стихотворения, часто переиначивают (если не ломают) его ритмическую структуру, ведь одна из лицедейских задач — показать зрителю эмоцию. В отличие от статичных и несколько замороженных поэтов, в основном читающих с листа, из книги или смартфона, актёры разыгрывают пьесу, активно задействуя жесты, мимику, вовлекая в неё всё пространство сцены. Поэты же, несмотря на то, что некоторые из них очень хорошо артикулируют и интонируют, в первую очередь стараются донести звуковой и смысловой образ.

И четвёртая встреча стала для актёров настоящим лукулловым пиршеством. Почему? Потому что на этот раз они обратились не к стихам с их часто герметичной и строгой ритмической структурой, а к прозе поэтов, которая, конечно, даёт большую свободу интерпретаций. Было такое ощущение, что они, аки птички, выпорхнули из клетки.

Проза поэтов по большей части была автобиографической. Артём Блинов, усевшись на ступеньку сцены, со вкусом, смакуя каждую фразу и интонацию, читал сюжетную, смешную и ироничную прозу поэта, педагога (учителя математики) Евгения Бунимовича. Прозу о школе, в которой — о чудо, о радость! — можно мыслить самостоятельно, а не оперировать затасканными шаблонами. Между прочим, сам Евгений Абрамович не дал молодому лицедею спуску. Своё стихотворение, написанное во время ковидного локдауна, он разыграл, как сценку со смешным хождением туда-сюда на определённое количество шагов в замкнутом пространстве.

Старейшина театра «Et Сetera» Сергей Тонгур, работавший ещё с Олегом Ефремовым и Анатолием Эфросом, избрал автобиографическую же прозу Юрия Арабова. И снова — о советской юности, на этот раз иронично о рок-клубах и поэтических студиях, которые создавались под негласным контролем КГБ, о стукаче, который сидел в комнатке рядом со студией Кирилла Ковальджи. В неторопливом, расчисленном чтении актёра чувствовалась мощная хватка, сквозил вкус именно ефремовской школы, даже сам Тонгур временами был похож на Ефремова. Но тут им как раз была соблюдена тонкая грань — да, он волнами перекатывал внутри эмоции, но не переигрывал, сохраняя потаённую учтивость к произведению. Сам поэт, к сожалению, не смог присутствовать. Его чтение прозвучало в записи, предоставленной Романом Либеровым. Это было стихотворение «Заклинание комара» — о нелёгком противостоянии поэта и кровососущего насекомого.

Контрастом по отношению к этому оживлённому, но всё же «монументальному» повествованию ворвалась в зал лёгкая, смешная проза Леры Манович в трогательном исполнении Анастасии Шумилкиной. Набросанная яркими летучими мазками, перед глазами вставала картина, как родители мучили школьницу игрой на скрипке, как она боролась с этой скрипкой, как поход в музыкальную школу зимой в снег и гололёд стал настоящей Голгофой. Но «голгофность» эта моментально скрадывалась ироний и самоиронией авторского текста. Сама Лера Манович работала на контрасте — прочитала лирические регулярные стихи про катание на лодке и про краски «Тиккурила»: «Ты спаси, ты пронеси меня / Через кассы „Леруа Мерлена“».

Картину, или даже лучше сказать, лучащееся сказочное полотно ещё одного детства, где главная героиня — бабушка и её дом, удалось увидеть благодаря рассказу Ольги Седаковой и представившей его Александре Белоглазовой. Благодаря тонкой прорисовке деталей можно было увидеть и ступку в виде бабы-яги с засохшим цветком, и одеяло, похожее на Красное море, почти ощутить запах бабушкиного лица, пахнущего мылом. Было очень заметно, что с текстом проделана любовная аккуратная работа — так что каждый образ был окрашен чуть по-другому — восторгом ли, умилением ли, нежностью, лёгкой ли ностальгической печалью. Чтение самой Ольги Седаковой прозвучало в видеозаписи на фоне дачного окна с видом на сад, это напоминало тот дом из рассказа… А потом… вот что было потом.

Своей пластичной мистерией порвала зал Елизавета Рыжих, представив текст Аллы Горбуновой об истоках поэзии, таящихся в сказочных магических заклинаниях, «бормотаниях из глубины веков, сочленениях костей». Елизавета, во внешности которой, кстати, есть что-то колдовское, играла не только мимикой и голосом (а голосом тоже виртуозно, меняя его от фальцета до низких гулких шаманских тонов), она купалась в действе всем телом, превращаясь то в магические иероглифы, которые разлетаются в пространстве, то в ведьму из сказки Петера Кристена Асбьёрнсена, то в бразильского лесного духа, то в маленьких мальчиков, помогавших сапожнику. Пьеса состояла из множества отдельных этюдов, каждый из которых был внутренне завершён, и при этом они не распались, а органично слились воедино. А в стихах, прочитанных Аллой Горбуновой, орудовали экстрасенсы, устроившие слёт на небесах.

Для писателя и драматурга Дмитрия Данилова не было сюрпризом чтение его прозы, он наслушался её во множестве театров в бесчисленном количестве интерпретаций. Но для публики в данном случае чтение актёра и автора явило выраженный контраст. Евгений Токарев, читая из книги «Горизонтальное положение», энергетично и звонко «выплёвывал» каждый очередной текстовый фрагмент, подобно прерывистой скачущей манере Михаила Жванецкого, как бы предлагая повеселиться над некоторыми из них, зрителю заподозрить в них некий намёк (которого, возможно, и не было). Дмитрий Данилов же, не изменив себе, читал в обыденной, монотонной, «скучной» манере, и было заметным, что такое вот бесцветное, а не окрашенное чтение позволяет лучше войти в мир автора.

Экзамен на услышание, на распознание авторской эмоции, пожалуй, выдержала Наталия Житкова. В ненавязчивой, как бы свойской доверительной манере беседы в компании друзей она прочитала рассказ о проведённом выходном дне, в котором автор Анна Аркатова прибегла к приёму антитезы, к роли антигероини, для которой «не свершение», «не деяние» (на самом деле, с юмором и самоиронией подмеченное и узнаваемое) становится тайной находкой и благодатью. Сама Анна Аркатова читала свой поэтический цикл «Одноклассники». Эмоции в её подаче не были акцентированы, это была спокойная, по-доброму ироничная, но при этом тоже свойская манера, и вибрирующие фольклорные ритмы в её русле ощущались, как внезапные волны.

В выгодном положении оказался актёр Кирилл Щербина, выбравший поэта Алексея Паперного. Потому что Паперный, собственно, сам драматург, и проза его уже в зародыше своем драматургична и удобна для прочтения. Но в ответ на «выгоду» Кирилл создал целый мини-спектакль, задействовав костюм, декорации (дом, куклы, луна и др.) и шумовые эффекты. И… казалось бы, незатейливая история любви и ревности с элементами мистики ожила — загремела, зазвенела и заискрила, напомнив даже не спектакль, а короткометражный фильм, в котором Кирилл играл сразу три роли. Алексей Паперный по уважительной причине не смог прийти на спектакль, и публика посмотрела видеоклип с его нежной лирической песней «Скажи легко», удачно оттенившей драматический конфликт пьесы.

В чтении Егором Гордиенко рассказа Дмитрия Воденникова, опять же автобиографичного, особенно захватывающим был эпизод про музыку в снегу (старая бабушкина шкатулка, выброшенная в мусорный бак, вдруг заиграла в снегу «Полонез Огинского»), которая показалась поэту метафорой всей жизни. Эту эмоцию тихого изумления, эмоцию прозрения артисту удалось передать особенно точно. Но… когда на авансцену вышел сам поэт, начал читать стихи устало и небрежно, но постепенно заводясь и зажигаясь от их ритма, словно провод, по которому пустили ток, то стало ясно, что как ни виртуозна игра, именно здесь — настоящее…

В финале представления зрителей восхитил ещё один мини-спектакль — местами абсурдная в духе Хармса, местами ироничная и даже стёбная философская проза Виталия Пуханова про одного мальчика и одну девочку, разыгранная Евгением Шевченко и Наталией Житковой, составившими слаженный актёрский дуэт. Артисты разыграли прекрасную партитуру, где органично были распределены эпизоды и реплики, расставлены смысловые акценты: при этом скелет спектакля, где каждый проход, движение, жест, всхлип и рыдание явно были продуманы, не сверкал и гремел голыми костями, но проплывал живой тугой плотью. Виталий Пуханов сказал актёрам, что получил истинное удовольствие. И хотя сам Виталий, опытный чтец, очень выразительно подал свои тексты, в этом сете была особенно заметна грань между просто авторским чтением и искусством театра — перенесением зрителя в параллельную реальность.

Так кто же победил, спросите вы? Никто. Потому что поэзия и театр не соревнуются, а взаимно обогащаются. И здесь нет победителей и побеждённых.

© 2007–2022, Театр Et Cetera

Официальный сайт Александра Калягина
www.kalyagin.ru

E-mail: theatre-etc@et-cetera.ru

Адрес: 101000, Москва, Фролов пер., 2
Проезд: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»

Схема проезда
Справки и заказ билетов
по телефонам:

+7 (495) 781-781-1
+7 (495) 625-48-47