27.06.2022
Музыка в снегу. Попытка услышания
Елена Семенова ,
Культурная инициатива
02.06.2022
"Наше кино. Неувядающие": Метод Калягина
Телеканал "МИР"
01.06.2022
"Раскрывая тайны звезд": к 80-летию Александра Калягина
Москва 24
01.06.2022
Поздравления с 80-летием принимает всеми любимый артист Александр Калягин
Первый канал
26.05.2022
Александр Калягин отмечает юбилей
Телеканал "ТВ Центр"
26.05.2022
В театре Et Cetera отметили юбилей Александра Калягина
Телеканал "Культура"
26.05.2022
«Здравствуйте, я ваша тетя». Путь Александра Калягина на большую сцену
Телеканал "Мир 24"
26.05.2022
Программа «Календарь» на телеканале «ОТР» об Александре Калягине
Телеканал "ОТР"
26.04.2022
Телеканал "Культура" об открытии выставки "Путешествие в "Калягинск"
Телеканал "Культура"
26.04.2022
Программа "Доброе утро" об открытии выставки "Путешествие в "Калягинск"
Первый канал
26.11.2021 17:00:00
Стакан воды... или Причины и следствия / "Стакан воды" в Театре "Et Cetera"
Валентина Федорова ,
Страстной бульвар, 10
16.08.2021
Лекарство для души
Жанна Филатова ,
Театральная афиша столицы
24.06.2021
Эфир программы "Главная роль" на телеканале "Культура". Гость - режиссер, засл.арт.РФ Владимир Скворцов
Телеканал "Культура"
11.06.2021
Сказки для девочек разного возраста
Александра Байлагашева ,
Сетевое издание «Сельчанка», Республика Алтай
03.06.2021
Татьяна Владимирова - самая КОСМИЧЕСКАЯ актриса России
Женя Токарев ,
Youtube
06.04.2021
В театре Et Cetera приготовят «Любовный напиток»
InterMedia
06.04.2021
Театр "Et Cetera" поставил спектакль для своей ведущей актрисы Татьяны Владимировой
ТАСС
26.08.2020
Театр Et Cetera откроет новый сезон спектаклем "Быть!"
Телеканал "Культура"
26.08.2020
В "Et Cetera" сразу две премьеры
Евгений Герасимов ,
Литературная газета
17.06.2020
Et Cetera откроет сезон премьерой спектакля по мемуарам Смоктуновского
Варвара Карпеева ,
Российская газета
07.06.2019
Кузбасс (май-июнь 2019)
04.06.2019
Творческий подарок в честь 25-летия ЗАО "Стройсервис"
Александра Горовикова ,
Телерадиокомпания "27 плюс"
02.06.2019
Репортаж телеканала "Вести-Кузбасс" о гастролях "Et Cetera" в Кемерово
Вести-Кузбасс
26.03.2019
Документальный фильм "Монолог в 4-х частях. Александр Калягин". 2-я часть
Телеканал "Культура"
06.12.2018
Премьера спектакля "В зоне доступа" в театре "Et Cetera"
ТВЦ "Город новостей"
06.12.2018
В театре Калягина придумали опасную игру с мобильниками
Феликс Грозданов ,
Дни.ру
06.12.2018
Театр Et Cetera представит трагикомедию о приключениях мобильного телефона
ОТР
06.12.2018
«В зоне доступа» — театр «Et Cetera»
Первый канал. Доброе утро.
16.10.2018
Санкт-Петербург (октябрь 2018)
16.09.2018
Приехал ревизор. Он стар, обездвижен и сидит в инвалидной коляске.
Энрико Фьоре ,
CONTROSCENA.NET
16.09.2018
В Рим приехал "Ревизор"!
Нива Миракян (Рим) ,
Российская газета - Федеральный выпуск №7670 (207)
06.04.2018
Московский "Ревизор" в постановке Роберта Стуруа потряс грузинских зрителей
Ольга Свистунова ,
ТАСС
16.03.2018
Когда хочется жить...
Наталья Сажина ,
ТЕАТРОН
06.03.2018
Это — «Гвоздь сезона»!
Первый канал. Доброе утро.
16.01.2018
Театр "Et Cetera" представил спектакль "Декамерон" по произведению Боккаччо
РИА Новости (Россия сегодня)
16.08.2017
К нам приехал "Ревизор.Версия": Александр Калягин предстал в образе инфернального Хлестакова
Слава Шадронов ,
Окно в Москву
30.06.2017
Хабаровск (Большие гастроли, июль 2017)
21.06.2017
Ревизор приходит дважды
Елизавета Авдошина ,
Независимая газета
19.06.2017
Россия24. Афиша. Гастроли Et Cetera в Хабаровске
Россия24. Хабаровск
18.06.2017
Хлесткий Хлестаков
Андрей Максимов ,
Российская газета
14.06.2017
Александр Калягин: Все знать, читать и сделать по-своему
Анжелика Заозерская ,
Вечерняя Москва
07.06.2017
Александр Калягин прикинулся Ревизором
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
06.06.2017
Последний день города N: Как пьесу Гоголя «Ревизор» превратили в «Карточный домик»
Анна Гордеева ,
Lenta.ru
05.06.2017
«А рыба была хороша!»
Марина Токарева ,
Новая газета
01.06.2017
Александр Калягин побил рекорды, сыграв в 75 лет молодого Хлестакова
Марина Райкина ,
Московский комсомолец
16.12.2016
Анна Артамонова: Очень хочется жить счастливо и чтобы люди вокруг жили так же
Павел Подкладов ,
Подмосковье без политики
16.12.2016
Комедия с горьким привкусом неприглядной правды
Анжелика Губина ,
Вечерняя Москва
15.12.2016
Гость программы "Худсовет" - драматург, режиссер Александр Галин.
Телеканал "Культура"
15.12.2016
Гость программы "Худсовет" - драматург, режиссер Александр Галин.
Телеканал "Культура"
31.10.2016
"Художник не должен ничего кричать". Режиссер Александр Калягин — о цензуре в театре
Анна Зелькина ,
Настоящее время
31.10.2016
"Художник не должен ничего кричать". Режиссер Александр Калягин — о цензуре в театре
Анна Зелькина ,
Настоящее время
25.10.2016
Сладко-кислая премьера в театре «Et Cetera»
Алексей Филиппов ,
Кино-театр
24.10.2016
«Тагильско-московский сюжет», или Новая история о старом
Наталья Решетникова
23.10.2016
Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Премьера спектакля «Лодочник»
Анна Макрищева ,
DailyCulture
21.10.2016
Моноспектакль Владимира Скворцова "Шекспир. Монологи"
Норильский Заполярынй театр драмы
12.10.2016
Репортаж телеканала "Культура" о предстоящей премьере "Лодочник"
Телеканал "Культура"
12.10.2016
Репортаж телеканала "Культура" о предстоящей премьере "Лодочник"
Телеканал "Культура"
02.10.2016
"Важная персона": Александр Калягин
Москва 24
02.10.2016
"Важная персона": Александр Калягин
Москва 24
01.10.2016
"К Чехову, к Ефремову" / Международный театральный фестиваль "ПостЕфремовское пространство"
Хорошко Анна ,
Страстной бульвар,10
26.09.2016
Верхний Тагил. Андрей Архангельский знает, зачем «Уралвагонзаводу» интеллигентская драматургия
Андрей Архангельский ,
Коммерсант. Огонек.
24.09.2016
Белгород
30.08.2016
Et Cetera открывает предъюбилейный сезон
ТЕАТРАЛ
29.08.2016
В Et Cetera представили новых артистов и рассказали о премьерах
Телеканал "Культура"
29.08.2016
Александр Калягин: «Получится ли всё, что задумано?»
ТЕАТРАЛ
29.08.2016
В Et Cetera представили новых артистов и рассказали о премьерах
Телеканал "Культура"
29.08.2016
Роберт Стуруа ставит в Et Cetera "Ревизора" с Калягиным в главной роли
ТАСС: Культура
29.08.2016
Новый сезон в театре "Et Cetera": Калягин сыграет Хлестакова
РИА Новости
29.08.2016
Александр Калягин сыграет Хлестакова
Марина Райкина ,
Московский комсомолец
19.06.2016
Тбилиси
25.05.2016
Репортаж ИК "Город": "Старшая сестра"
Первый городской канал в Кирове
25.05.2016
Два Шекспира
Татьяна Лисик ,
портал Savemypost
20.05.2016
Театральное море уже разыгралось
Татьяна Лисик ,
РЕН-ТВ Киров
20.05.2016
"Большие гастроли" в Кирове: пресс-конференция Александра Калягина
ГТРК "Вятка"
19.05.2016
Киров
10.05.2016
"Театр не больница. Он не лечит"
Елена Владимирова ,
Журнал "Огонек"
18.04.2016
Колумбия (Богота)
28.03.2016
статья "Открыть глаза"
Виктор Лошак ,
Журнал "Огонек"
28.03.2016
"Открыть глаза"
Виктор Лошак ,
Журнал "Огонек"
17.03.2016
"Многолетнее ожидание"
Александр Калягин ,
журнал "Театрал"
15.03.2016
Гастроли спектакля "Борис Годунов" в Латинской Америке
Вести 24
11.03.2016
Театр Et Cetera привёз в Колумбию "Бориса Годунова"
Телеканал "Культура"
11.03.2016
Спектакль «Борис Годунов» под взмахом дирижерской палочки Петера Штайна
Иберо-американский фестиваль, Колумбия
11.03.2016
«Борис Годунов» под взмахом дирижерской палочки Петера Штайна
Иберо-американский фестиваль, Колумбия
11.03.2016
Театр "Et Cetera" привез "Бориса Годунова" в Колумбию
Телеканал "Культура"
11.03.2016
Театр Et Cetera привёз в Колумбию "Бориса Годунова"
Телеканал "Культура"
08.03.2016
Театр Et Cetera отправляется в Колумбию
Риа Новости
01.03.2016
Мы оплачем не спеша малыша-карандаша: «Утиная охота» В.Панкова в Московском театре «Et Cetera»
Евгений Авраменко ,
Петербургский театральный журнал
09.02.2016
Программа "Настроение" на ТВЦ с участием Людмилы Дмитриевой
телеканал ТВЦ
09.02.2016
Программа "Настроение" на ТВЦ с участием Людмилы Дмитриевой
телеканал ТВЦ
08.02.2016
Усталость режиссера
Александр Калягин ,
журнал "Театрал", февраль
05.02.2016
В Et Cetera нашли артиста на главную роль
Театрал
21.01.2016
"Et Cetera" в марте откроет фестиваль в Колумбии "Борисом Годуновым"
РИА Новости
15.01.2016
Анна Артамонова и её Чехов
Анастасия Разгуляева ,
Театральный журнал «i», Нижний Новгород
30.09.2015 21:26:00
Гастроли. Иркутск, Улан-Удэ, Чита
16.09.2015
Немного позитива Et Cetera
Елена Орлова ,
"Областная газета"
06.07.2015
Московский театр «Et Cetera» приедет в Иркутск с гастролями с 10 по 12 сентября
ИрСити
30.06.2015
Гастроли в Буэнос-Айресе
22.06.2015
Александр Калягин: Нам всем необходимо найти свою дорогу!
Борис Войцеховский ,
"Вечерняя Москва"
20.06.2015
Роберт Стуруа: "Жизнь была бы лучше без политиков"
Аналия Мельгар ,
Перфил
20.06.2015
Мы - марионетки в чьих-то руках
Иванна Сото ,
Кларин
19.06.2015
"Буря" ближе к сказке, чем к аллегории
Патрисия Эспиноза ,
AMBITO FINANCIERO
19.06.2015
Между земным и сверхъестественным
Паула Сабатес ,
PAGINA 12
18.06.2015
Роберт Стуруа: "Мне нравится актер,который работает с тем, что имеет"
Мерседес Мендес ,
TIEMPO ARGENTINO
17.06.2015
Прогулка с Шаманом
Елена Алешкина ,
Office
15.06.2015
Волшебная и игривая версия
Изабель Кросе ,
LA PRENSA
15.06.2015
Выдающаяся работа российских артистов
Карлос Пачеко ,
"Ла-Насьон"
14.06.2015
Шекспир на русском языке
Карлос Пачеко ,
LA NACION
13.06.2015
Месть и раскаяние
Сесилия Хопкинс ,
Páginal12
13.06.2015
Россию и Аргентину объединил океан шекспировских страстей
Алексей Зотов ,
Первый канал
11.06.2015
Из России идет "Буря"
Хуан Хосе Сантильян ,
ClarínX
11.06.2015
"Буря" на берегах Рио-де-ла-Плата
Татьяна Федотова ,
"Народная газета"
10.06.2015
«Основы государственной культурной политики» должны стать конституцией культуры»
Семен Суриков ,
"Новые известия"
04.06.2015
Театр Et Cetera откроет в Аргентине Год русской культуры
Новости ТК "Культура"
04.06.2015
В Аргентине пройдут гастроли московского театра Et Cetera
Александр Нечаев ,
"Российская газета"
04.06.2015
Московский театр Et Cetera откроет Год русской культуры в Аргентине
Ольга Свистунова ,
ТАСС
02.06.2015
Мелихово. Чехов
Павел Подкладов ,
Страстной бульвар, 10
01.06.2015
От Таганрога до Мелихова
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша
06.02.2015
В Et Cetera написали пьесу о Чехове
"Театрал"
16.01.2015
"Бориса Годунова" поставили без модернизаций
Ирина Корнеева ,
"Российская газета"
09.06.2014
Советское совершенное
Наталья Витвицкая ,
VashDosug.RU
02.06.2014
Веселые, крикливые, со словами Володина на устах
Григорий Заславский ,
«Независимая газета»
16.01.2014
Грузинский десант высадился у Калягина
Любовь Лебедина ,
«Трибуна»
26.08.2013
Et Cetera поставит в новом сезоне Шекспира, Вампилова и Аристофана
Наталия Курова ,
РИА Новости
26.08.2013
Et Cetera покажет спектакли, приуроченные ко дню рождения Шекспира
Москва24
26.08.2013
Александр Калягин: Роберт Стуруа может ставить спектакли, где угодно, но штаб-квартира его здесь
Анастасия Иванова ,
«Вечерняя Москва»
26.08.2013
«Комедия ошибок» ждет Et Cetera в XXI сезоне
радио «Мир»
18.06.2013
Убежище для жизни
Елена Сергеева ,
Российская газета
03.06.2013
Опасные дилетанты
Александр Калягин ,
Театрал
16.04.2013
Режиссер Петер Штайн поставит спектакль в московском театре Et Cetera
РИА Новости
26.03.2013
Вечеринка в кубинском стиле в Et Cetera
Ася Иванова ,
Вечерняя Москва
26.03.2013
Юбилей театра Et Сеtera: Мэрилин Монро в гостях у Шекспира
Анна Горбашова ,
Weekend
26.02.2013
Игорь Сечин стал «Персоной года»
Анна Нехаева ,
ИТАР-ТАСС
26.02.2013
Стипендия имени Анатолия Эфроса поддержит молодые таланты
ТВЦ
26.02.2013
Калягин учредил стипендию имени своего учителя
Марина Райкина ,
МК
26.02.2013
Калягин вручил стипендию имени Эфроса
«Театрал»
06.12.2012
Министр культуры Грузии посетит Москву по приглашению Александра Калягина
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
26.10.2012
Гастроли на Кубу
06.10.2012
Здравствуйте, я ваша смерть
Анна Чужкова ,
«Культура»
26.09.2012
«Et Cetera» начинает свой юбилейный двадцатый сезон
Новости телеканала Культура
26.09.2012
Александр Калягин сыграл мировую премьеру нового спектакля в постановке Роберта Стуруа
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
26.09.2012
Премьера в «Et Cetera» от Роберта Стуруа
Карина Ивашко ,
«Голос России»
26.06.2012
Отголоски бури
Михаэль Хендельзальц ,
"Вести-Тель-Авив"
20.06.2012
Счастливый билет Роберта Стуруа
Оксана Власова ,
«ТРИБУНА»
16.06.2012
Александр Калягин: Актер должен наступать на горло своему тщеславию
Татьяна Медведева ,
«Вечерняя Москва»
04.06.2012
Александр Калягин: «Если не веришь, что можешь – надо уходить»
Екатерина Писарева ,
"Курская правда"
01.06.2012
Даниил Страхов: «Путь к внутренней свободе»
Марина Белова ,
журнал «Театрон»
26.05.2012
Свой юбилей Калягин отметил блистательной игрой
Вести.ru
26.05.2012
Александр Калягин: «Стоп-кран я еще не нажал»
ТК «Мир»
26.05.2012
Александр Калягин: Золотой Клоун
Марина Тимашева ,
Радио Свобода
26.05.2012
Настоящий цирк поздравил Александра Калягина с юбилеем
Наталия Курова ,
РИА Новости
16.05.2012
Феерическая "Буря" и "саунддрама доктора Полякова"
Zahav.ru
06.04.2012
Измученный и скучный зверь
Ирина Алпатова ,
«Культура»
06.02.2012
«Моя Марусечка»: душевный спектакль Марины Брусникиной
Наталья Витвицкая ,
«Ваш Досуг»
06.02.2012
Сопрано под транзистор
Елена Ларина ,
Голос России
06.02.2012
Марусечкино царство
Ирина Анисимова ,
«Новые Известия»
26.10.2011
«Орфей»: смерть поэта
Наталья Витвицкая ,
«Ваш досуг»
16.09.2010
Театр Et Cetera покажет благотворительный спектакль
«Театрал»
22.06.2010
Александр Калягин: «Бюджетная реформа искоренит эксперименты в театре»
Ольга Романцова ,
Газета.ru
01.06.2010
«Дороги роли, которые тяжело даются»
Анастасия ТОМСКАЯ ,
Журнал «Театрал»
01.06.2010
Театральные награды сезона
Жанна Филатова ,
«Театральная афиша»
26.04.2010
«Маска» столичная
Журнал «Власть»
26.03.2010
Из жизни в театр переходя
Алена Карась ,
"Российская газета"
26.10.2009
О государственной поддержке творческих работников и творческих союзов
Театр на Телеканале "Культура"
26.10.2009
Александр Калягин: «Невозможно создать интеллектуальные ресурсы, игнорируя необходимую поддержку культуры»
Театр на Телеканале "Культура"
18.06.2009
Продюсеры тоже плачут
Дмитрий Морозов ,
Газета «Культура»
15.06.2009
Выступление А.А. Калягина на заседании Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
02.06.2009
«Весна для Гитлера» в России
Марина Тимашева ,
Радио Свобода
02.06.2009
Если бы Чехов запел...
«Российская газета»
01.06.2009
Самый веселый мюзикл в Москве
Григорий Заславский ,
«Независимая газета»
06.04.2009
Максим Леонидов и Егор Дружинин провернут аферу века в мюзикле «Продюсеры»
ST@RS
16.03.2009
Алексей Кортнев: «Люди все равно будут слушать приличную музыку»
Елена Мухаметшина ,
Русский Newsweek
01.06.2008
Театры Москвы проводят благотворительные спектакли для детей
Радио "Маяк"
06.12.2007
АДОЛЬФ ШАПИРО: "На Западе я бы Брэдбери не ставил. Только у нас"
Наталия Каминская ,
"Культура"
06.09.2007
«МК» объявляет победителей театральной премии
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
06.04.2007
Connected by Blood / Связанные кровью
Джон Фридман ,
"The Moscow Times"
16.03.2007
«Пожары» в театре “Et Cetera”
Анна Остерман ,
Телеканал "Культура". Новости
16.02.2007
«Et Сetera» приглашает на премьеру
РТР
16.02.2007
Для канадского режиссера русские актеры — это тигры
"Агентство Национальных Новостей"
26.01.2007
Кафе «Отечество»
Анна Гордеева ,
"Время новостей"
17.11.2006
Journey Into Darkness
John Freedman ,
"The Moscow Times"
27.10.2006
Бегство от обмана
Елена Губайдуллина ,
"Театрал"
25.10.2006
По кайфу
Марина Зайонц ,
"Итоги"
19.10.2006
Театр начинается с морфия
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
16.10.2006
Октябрь. Московские театральные премьеры
Елена Дьякова ,
"Новая газета"
13.10.2006
Про «Морфий» написали оперу
Майя Мамаладзе ,
Полит.ру
12.10.2006
Глюки Верди
Наталия Каминская ,
"Культура"
11.10.2006
Партитура экстаза и ломки
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
09.10.2006
Морфий
Вера Павлова ,
"TimeOut"
09.10.2006
Не колись
Ольга Галахова ,
"Независимая газета"
06.10.2006
Лекарство от тоски
Алена Карась ,
"Российская газета"
05.10.2006
«Морфий» — премьера в театре “Et Cetera”
Дарья Ли ,
Радио "Маяк"
05.10.2006
Режиссерская доза
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
29.09.2006
Панков, Soundrama и врачебная тайна
Алла Шендерова ,
"Ваш досуг"
08.06.2006
Сожженные письма
Алиса Никольская ,
"Взгляд"
06.04.2006
Загадка Ивана Павловича
Майя Мамаладзе ,
"Полит.ру"
31.03.2006
Behind Closed Doors / За закрытыми дверями
Джон Фридман ,
"The Moscow Times"
27.03.2006
Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля…
Елена Ковальская ,
"Афиша"
23.03.2006
Есть ли жизнь после классики?
Наталия Каминская ,
"Культура"
20.03.2006
Конец историйки
Дина Годер ,
"Экперт"
17.03.2006
Сюжет предан анафеме
Григорий Заславский ,
"Независимая"
16.03.2006
Хороший конец под рельсами
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
16.03.2006
Вдруг без друга
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
14.03.2006
“Et Cetera” представит первую премьеру в новом здании
РИА "Новости"
10.03.2006
Сюжет из газеты
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
10.03.2006
Оff через ять
Марина Давыдова ,
"Известия"
16.11.2005
Есть Сetera!
Ян Смирницкий ,
"Московский комсомолец"
16.11.2005
Мечты Калягина сбываются
Любовь Лебедина ,
"Труд"
16.11.2005
Каменная премьера
Алена Карась ,
"Российская газета"
06.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина
Полина Ерофеева ,
"Собеседник"
18.06.2004
Сказать людям самое важное
Лариса Белякова ,
"Украина и мир сегодня"
11.06.2004
Соло для магнитофона с артистом
Людмила Печерская ,
"Украина и мир сегодня"
10.06.2004
На сцене театра имени Ивана Франко — моноспекталь «Последняя запись Крэппа»
Надежда Григорьева ,
podrobnosti.ua
06.02.2004
«Парижский романс» в театре «Et Cetera»
"Коммерсантъ"
06.10.2003
Свиные ножки в До-Mажоре
Светлана Осипова ,
"Московский комсомолец"
06.11.2002
Характер нордический
Наталия Каминская ,
"Культура"
16.04.2002
Круг чтения
Роман Ганжа ,
"Русский журнал"
16.11.2001
Мюзикл в погоне за пропиской
Ольга Рахаева ,
"Вечерний клуб"
26.04.2000
У кого чего болит, тот о том не говорит
Дина Кирнарская ,
"Время MН"
01.06.1999
Грустная реальность со сказочным концом
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
25.06.1998
Параллели и перпендикуляры
Наталия Каминская ,
"Культура"
23.06.1998
Между сновидением и фильмом-катастрофой
Наталия Колесова ,
"Вечерняя Москва"
01.06.1998
Жизнь есть сон
Наталия Колесова ,
"Театральный курьер"
01.06.1998
Сон о чести и справедливости
Марина Благонравова ,
"Экран и сцена"
28.03.1996
Мольер. «Лекарь поневоле»
Ирина Зверева ,
"Общая газета"
20.02.1996
Как во времена Мольера
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
19.02.1996
Калягин — театр
Виталий Поплавский ,
"Вечерняя Москва"
07.02.1996
Арбат, Бродвей, Еt Сеtеrа…
Ирина Глущенко ,
"Независимая газета"
06.07.1995
Там, за горизонтом
Александр Шевляков ,
"Подмосковные известия"
10.06.1995
Дальние страны калягинцев
Ольга Фукс ,
"Вечерний клуб"
01.06.1995
Там, «за горизонтом»…
Юрий Фридштейн ,
"Общая газета"
16.07.1994
Руководство для желающих жениться
Александр Шевляков ,
"Вечерний клуб"
24.06.1994
Et Сetera, но снова все же Чехов
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
Пресса
Музыка в снегу. Попытка услышания
Елена Семенова
Культурная инициатива ,
27.06.2022
Актёрское чтение стихов… Произнесение стихотворных текстов вообще, в принципе, — самими поэтами либо другими более-менее умеющими артикулировать людьми. Материя тонкая, деликатная. Между, условно говоря, «мхатовской» манерой с сильной аффектацией и акцентированием эмоций с паузами и жестами, и просто монотонным ровным произнесением, которое, возможно, даже больше подходит для считывания смыслов, есть ещё много разных манер.
Скажем, поэты Серебряного века (Волошин, Гумилёв, Есенин, Маяковский), как мы можем слышать по сохранившимся записям, читали отнюдь не театрально, тем не менее, в их произнесении есть ощущение некоей «горнести», «надмирности», перехода от обыденной речи к «священному акту», акту проговаривания того, что продиктовано свыше.
А вот в XXI веке саундпоэзия и фестивали голосового стиха раздвинули рамки и беспощадно разбили стереотипы классической подачи текстов, добавив туда и чтение нараспев (зонги), и скандирование, и речитатив, и шаманские завывания, и рычания, и элементы перформанса….
Всё это я к тому, что доверить услышание и прочтение своих кровных текстов для поэтов — дело почти самоотверженное. Это можно уподобить тому, как чужой человек заходит в твою квартиру, начинает там хозяйничать, передвигать вещи, раскладывать свои, приносит свои запахи и энергетику. И вот тут срабатывают внимание, слух и деликатность, уважение к чужому миру. Не всегда такой гость оказывается желанным.
Собственно, проект «Поэзия XXI век. Авторское/актёрское прочтение», организованный Ольгой Матвеевой при поддержке проекта «Культурная инициатива» на сцене театра «Et Сetera» — это как раз об этом. Попытка, если так можно выразиться, починить испорченный телефон, наладить понятийный контакт между миром актёров и миром поэтов, которые довольно замкнуты и герметичны. Это одновременно и взаимное «ощупывание», «нащупывание» интересов, тенденций. Можно сказать, знакомство.
Такой эксперимент пришёлся по душе художественному руководителю театра Александру Калягину, и вот в мае прошла уже четвёртая «серия». Конечно, как в любом эксперименте, была доля риска: за время проекта выяснилось, что некоторые поэты были не очень довольны актёрской интерпретацией своих текстов… Однако общее ощущение от встреч такое, что контакт есть и проект успешен.
На что это похоже? Всё вроде как обычно в театре: средней величины зал, чарующая полутьма, свет ламп и софитов. Разве что сцена отделена от зрителей всего двумя-тремя ступеньками. Но — и не как обычно. Потому что и авторы, и актёры уже находятся на сцене, рассевшись за круглыми и квадратными столиками и на ступеньках. И в этом расположении, в позах, повороте голов изначально и, может быть, невольно подозревается некая пантомима.
Как это ещё можно назвать? Напрашивается словосочетание «отпущенные марионетки» или «вольные марионетки»: актёров ведёт авторский текст, но интерпретировать его они могут сами. По прочтении из тени, как бог ex machina выступает автор и являет свою манеру чтения. Но ни в коем случае не как эталон. Это не соревнование, это попытка услышания…
По итогам трёх встреч также стоит сказать о важнейшем концептуальном взрыве-столкновении: актёры, входя в пространство стихотворения, часто переиначивают (если не ломают) его ритмическую структуру, ведь одна из лицедейских задач — показать зрителю эмоцию. В отличие от статичных и несколько замороженных поэтов, в основном читающих с листа, из книги или смартфона, актёры разыгрывают пьесу, активно задействуя жесты, мимику, вовлекая в неё всё пространство сцены. Поэты же, несмотря на то, что некоторые из них очень хорошо артикулируют и интонируют, в первую очередь стараются донести звуковой и смысловой образ.
И четвёртая встреча стала для актёров настоящим лукулловым пиршеством. Почему? Потому что на этот раз они обратились не к стихам с их часто герметичной и строгой ритмической структурой, а к прозе поэтов, которая, конечно, даёт большую свободу интерпретаций. Было такое ощущение, что они, аки птички, выпорхнули из клетки.
Проза поэтов по большей части была автобиографической. Артём Блинов, усевшись на ступеньку сцены, со вкусом, смакуя каждую фразу и интонацию, читал сюжетную, смешную и ироничную прозу поэта, педагога (учителя математики) Евгения Бунимовича. Прозу о школе, в которой — о чудо, о радость! — можно мыслить самостоятельно, а не оперировать затасканными шаблонами. Между прочим, сам Евгений Абрамович не дал молодому лицедею спуску. Своё стихотворение, написанное во время ковидного локдауна, он разыграл, как сценку со смешным хождением туда-сюда на определённое количество шагов в замкнутом пространстве.
Старейшина театра «Et Сetera» Сергей Тонгур, работавший ещё с Олегом Ефремовым и Анатолием Эфросом, избрал автобиографическую же прозу Юрия Арабова. И снова — о советской юности, на этот раз иронично о рок-клубах и поэтических студиях, которые создавались под негласным контролем КГБ, о стукаче, который сидел в комнатке рядом со студией Кирилла Ковальджи. В неторопливом, расчисленном чтении актёра чувствовалась мощная хватка, сквозил вкус именно ефремовской школы, даже сам Тонгур временами был похож на Ефремова. Но тут им как раз была соблюдена тонкая грань — да, он волнами перекатывал внутри эмоции, но не переигрывал, сохраняя потаённую учтивость к произведению. Сам поэт, к сожалению, не смог присутствовать. Его чтение прозвучало в записи, предоставленной Романом Либеровым. Это было стихотворение «Заклинание комара» — о нелёгком противостоянии поэта и кровососущего насекомого.
Контрастом по отношению к этому оживлённому, но всё же «монументальному» повествованию ворвалась в зал лёгкая, смешная проза Леры Манович в трогательном исполнении Анастасии Шумилкиной. Набросанная яркими летучими мазками, перед глазами вставала картина, как родители мучили школьницу игрой на скрипке, как она боролась с этой скрипкой, как поход в музыкальную школу зимой в снег и гололёд стал настоящей Голгофой. Но «голгофность» эта моментально скрадывалась ироний и самоиронией авторского текста. Сама Лера Манович работала на контрасте — прочитала лирические регулярные стихи про катание на лодке и про краски «Тиккурила»: «Ты спаси, ты пронеси меня / Через кассы „Леруа Мерлена“».
Картину, или даже лучше сказать, лучащееся сказочное полотно ещё одного детства, где главная героиня — бабушка и её дом, удалось увидеть благодаря рассказу Ольги Седаковой и представившей его Александре Белоглазовой. Благодаря тонкой прорисовке деталей можно было увидеть и ступку в виде бабы-яги с засохшим цветком, и одеяло, похожее на Красное море, почти ощутить запах бабушкиного лица, пахнущего мылом. Было очень заметно, что с текстом проделана любовная аккуратная работа — так что каждый образ был окрашен чуть по-другому — восторгом ли, умилением ли, нежностью, лёгкой ли ностальгической печалью. Чтение самой Ольги Седаковой прозвучало в видеозаписи на фоне дачного окна с видом на сад, это напоминало тот дом из рассказа… А потом… вот что было потом.
Своей пластичной мистерией порвала зал Елизавета Рыжих, представив текст Аллы Горбуновой об истоках поэзии, таящихся в сказочных магических заклинаниях, «бормотаниях из глубины веков, сочленениях костей». Елизавета, во внешности которой, кстати, есть что-то колдовское, играла не только мимикой и голосом (а голосом тоже виртуозно, меняя его от фальцета до низких гулких шаманских тонов), она купалась в действе всем телом, превращаясь то в магические иероглифы, которые разлетаются в пространстве, то в ведьму из сказки Петера Кристена Асбьёрнсена, то в бразильского лесного духа, то в маленьких мальчиков, помогавших сапожнику. Пьеса состояла из множества отдельных этюдов, каждый из которых был внутренне завершён, и при этом они не распались, а органично слились воедино. А в стихах, прочитанных Аллой Горбуновой, орудовали экстрасенсы, устроившие слёт на небесах.
Для писателя и драматурга Дмитрия Данилова не было сюрпризом чтение его прозы, он наслушался её во множестве театров в бесчисленном количестве интерпретаций. Но для публики в данном случае чтение актёра и автора явило выраженный контраст. Евгений Токарев, читая из книги «Горизонтальное положение», энергетично и звонко «выплёвывал» каждый очередной текстовый фрагмент, подобно прерывистой скачущей манере Михаила Жванецкого, как бы предлагая повеселиться над некоторыми из них, зрителю заподозрить в них некий намёк (которого, возможно, и не было). Дмитрий Данилов же, не изменив себе, читал в обыденной, монотонной, «скучной» манере, и было заметным, что такое вот бесцветное, а не окрашенное чтение позволяет лучше войти в мир автора.
Экзамен на услышание, на распознание авторской эмоции, пожалуй, выдержала Наталия Житкова. В ненавязчивой, как бы свойской доверительной манере беседы в компании друзей она прочитала рассказ о проведённом выходном дне, в котором автор Анна Аркатова прибегла к приёму антитезы, к роли антигероини, для которой «не свершение», «не деяние» (на самом деле, с юмором и самоиронией подмеченное и узнаваемое) становится тайной находкой и благодатью. Сама Анна Аркатова читала свой поэтический цикл «Одноклассники». Эмоции в её подаче не были акцентированы, это была спокойная, по-доброму ироничная, но при этом тоже свойская манера, и вибрирующие фольклорные ритмы в её русле ощущались, как внезапные волны.
В выгодном положении оказался актёр Кирилл Щербина, выбравший поэта Алексея Паперного. Потому что Паперный, собственно, сам драматург, и проза его уже в зародыше своем драматургична и удобна для прочтения. Но в ответ на «выгоду» Кирилл создал целый мини-спектакль, задействовав костюм, декорации (дом, куклы, луна и др.) и шумовые эффекты. И… казалось бы, незатейливая история любви и ревности с элементами мистики ожила — загремела, зазвенела и заискрила, напомнив даже не спектакль, а короткометражный фильм, в котором Кирилл играл сразу три роли. Алексей Паперный по уважительной причине не смог прийти на спектакль, и публика посмотрела видеоклип с его нежной лирической песней «Скажи легко», удачно оттенившей драматический конфликт пьесы.
В чтении Егором Гордиенко рассказа Дмитрия Воденникова, опять же автобиографичного, особенно захватывающим был эпизод про музыку в снегу (старая бабушкина шкатулка, выброшенная в мусорный бак, вдруг заиграла в снегу «Полонез Огинского»), которая показалась поэту метафорой всей жизни. Эту эмоцию тихого изумления, эмоцию прозрения артисту удалось передать особенно точно. Но… когда на авансцену вышел сам поэт, начал читать стихи устало и небрежно, но постепенно заводясь и зажигаясь от их ритма, словно провод, по которому пустили ток, то стало ясно, что как ни виртуозна игра, именно здесь — настоящее…
В финале представления зрителей восхитил ещё один мини-спектакль — местами абсурдная в духе Хармса, местами ироничная и даже стёбная философская проза Виталия Пуханова про одного мальчика и одну девочку, разыгранная Евгением Шевченко и Наталией Житковой, составившими слаженный актёрский дуэт. Артисты разыграли прекрасную партитуру, где органично были распределены эпизоды и реплики, расставлены смысловые акценты: при этом скелет спектакля, где каждый проход, движение, жест, всхлип и рыдание явно были продуманы, не сверкал и гремел голыми костями, но проплывал живой тугой плотью. Виталий Пуханов сказал актёрам, что получил истинное удовольствие. И хотя сам Виталий, опытный чтец, очень выразительно подал свои тексты, в этом сете была особенно заметна грань между просто авторским чтением и искусством театра — перенесением зрителя в параллельную реальность.
Так кто же победил, спросите вы? Никто. Потому что поэзия и театр не соревнуются, а взаимно обогащаются. И здесь нет победителей и побеждённых.
Скажем, поэты Серебряного века (Волошин, Гумилёв, Есенин, Маяковский), как мы можем слышать по сохранившимся записям, читали отнюдь не театрально, тем не менее, в их произнесении есть ощущение некоей «горнести», «надмирности», перехода от обыденной речи к «священному акту», акту проговаривания того, что продиктовано свыше.
А вот в XXI веке саундпоэзия и фестивали голосового стиха раздвинули рамки и беспощадно разбили стереотипы классической подачи текстов, добавив туда и чтение нараспев (зонги), и скандирование, и речитатив, и шаманские завывания, и рычания, и элементы перформанса….
Всё это я к тому, что доверить услышание и прочтение своих кровных текстов для поэтов — дело почти самоотверженное. Это можно уподобить тому, как чужой человек заходит в твою квартиру, начинает там хозяйничать, передвигать вещи, раскладывать свои, приносит свои запахи и энергетику. И вот тут срабатывают внимание, слух и деликатность, уважение к чужому миру. Не всегда такой гость оказывается желанным.
Собственно, проект «Поэзия XXI век. Авторское/актёрское прочтение», организованный Ольгой Матвеевой при поддержке проекта «Культурная инициатива» на сцене театра «Et Сetera» — это как раз об этом. Попытка, если так можно выразиться, починить испорченный телефон, наладить понятийный контакт между миром актёров и миром поэтов, которые довольно замкнуты и герметичны. Это одновременно и взаимное «ощупывание», «нащупывание» интересов, тенденций. Можно сказать, знакомство.
Такой эксперимент пришёлся по душе художественному руководителю театра Александру Калягину, и вот в мае прошла уже четвёртая «серия». Конечно, как в любом эксперименте, была доля риска: за время проекта выяснилось, что некоторые поэты были не очень довольны актёрской интерпретацией своих текстов… Однако общее ощущение от встреч такое, что контакт есть и проект успешен.
На что это похоже? Всё вроде как обычно в театре: средней величины зал, чарующая полутьма, свет ламп и софитов. Разве что сцена отделена от зрителей всего двумя-тремя ступеньками. Но — и не как обычно. Потому что и авторы, и актёры уже находятся на сцене, рассевшись за круглыми и квадратными столиками и на ступеньках. И в этом расположении, в позах, повороте голов изначально и, может быть, невольно подозревается некая пантомима.
Как это ещё можно назвать? Напрашивается словосочетание «отпущенные марионетки» или «вольные марионетки»: актёров ведёт авторский текст, но интерпретировать его они могут сами. По прочтении из тени, как бог ex machina выступает автор и являет свою манеру чтения. Но ни в коем случае не как эталон. Это не соревнование, это попытка услышания…
По итогам трёх встреч также стоит сказать о важнейшем концептуальном взрыве-столкновении: актёры, входя в пространство стихотворения, часто переиначивают (если не ломают) его ритмическую структуру, ведь одна из лицедейских задач — показать зрителю эмоцию. В отличие от статичных и несколько замороженных поэтов, в основном читающих с листа, из книги или смартфона, актёры разыгрывают пьесу, активно задействуя жесты, мимику, вовлекая в неё всё пространство сцены. Поэты же, несмотря на то, что некоторые из них очень хорошо артикулируют и интонируют, в первую очередь стараются донести звуковой и смысловой образ.
И четвёртая встреча стала для актёров настоящим лукулловым пиршеством. Почему? Потому что на этот раз они обратились не к стихам с их часто герметичной и строгой ритмической структурой, а к прозе поэтов, которая, конечно, даёт большую свободу интерпретаций. Было такое ощущение, что они, аки птички, выпорхнули из клетки.
Проза поэтов по большей части была автобиографической. Артём Блинов, усевшись на ступеньку сцены, со вкусом, смакуя каждую фразу и интонацию, читал сюжетную, смешную и ироничную прозу поэта, педагога (учителя математики) Евгения Бунимовича. Прозу о школе, в которой — о чудо, о радость! — можно мыслить самостоятельно, а не оперировать затасканными шаблонами. Между прочим, сам Евгений Абрамович не дал молодому лицедею спуску. Своё стихотворение, написанное во время ковидного локдауна, он разыграл, как сценку со смешным хождением туда-сюда на определённое количество шагов в замкнутом пространстве.
Старейшина театра «Et Сetera» Сергей Тонгур, работавший ещё с Олегом Ефремовым и Анатолием Эфросом, избрал автобиографическую же прозу Юрия Арабова. И снова — о советской юности, на этот раз иронично о рок-клубах и поэтических студиях, которые создавались под негласным контролем КГБ, о стукаче, который сидел в комнатке рядом со студией Кирилла Ковальджи. В неторопливом, расчисленном чтении актёра чувствовалась мощная хватка, сквозил вкус именно ефремовской школы, даже сам Тонгур временами был похож на Ефремова. Но тут им как раз была соблюдена тонкая грань — да, он волнами перекатывал внутри эмоции, но не переигрывал, сохраняя потаённую учтивость к произведению. Сам поэт, к сожалению, не смог присутствовать. Его чтение прозвучало в записи, предоставленной Романом Либеровым. Это было стихотворение «Заклинание комара» — о нелёгком противостоянии поэта и кровососущего насекомого.
Контрастом по отношению к этому оживлённому, но всё же «монументальному» повествованию ворвалась в зал лёгкая, смешная проза Леры Манович в трогательном исполнении Анастасии Шумилкиной. Набросанная яркими летучими мазками, перед глазами вставала картина, как родители мучили школьницу игрой на скрипке, как она боролась с этой скрипкой, как поход в музыкальную школу зимой в снег и гололёд стал настоящей Голгофой. Но «голгофность» эта моментально скрадывалась ироний и самоиронией авторского текста. Сама Лера Манович работала на контрасте — прочитала лирические регулярные стихи про катание на лодке и про краски «Тиккурила»: «Ты спаси, ты пронеси меня / Через кассы „Леруа Мерлена“».
Картину, или даже лучше сказать, лучащееся сказочное полотно ещё одного детства, где главная героиня — бабушка и её дом, удалось увидеть благодаря рассказу Ольги Седаковой и представившей его Александре Белоглазовой. Благодаря тонкой прорисовке деталей можно было увидеть и ступку в виде бабы-яги с засохшим цветком, и одеяло, похожее на Красное море, почти ощутить запах бабушкиного лица, пахнущего мылом. Было очень заметно, что с текстом проделана любовная аккуратная работа — так что каждый образ был окрашен чуть по-другому — восторгом ли, умилением ли, нежностью, лёгкой ли ностальгической печалью. Чтение самой Ольги Седаковой прозвучало в видеозаписи на фоне дачного окна с видом на сад, это напоминало тот дом из рассказа… А потом… вот что было потом.
Своей пластичной мистерией порвала зал Елизавета Рыжих, представив текст Аллы Горбуновой об истоках поэзии, таящихся в сказочных магических заклинаниях, «бормотаниях из глубины веков, сочленениях костей». Елизавета, во внешности которой, кстати, есть что-то колдовское, играла не только мимикой и голосом (а голосом тоже виртуозно, меняя его от фальцета до низких гулких шаманских тонов), она купалась в действе всем телом, превращаясь то в магические иероглифы, которые разлетаются в пространстве, то в ведьму из сказки Петера Кристена Асбьёрнсена, то в бразильского лесного духа, то в маленьких мальчиков, помогавших сапожнику. Пьеса состояла из множества отдельных этюдов, каждый из которых был внутренне завершён, и при этом они не распались, а органично слились воедино. А в стихах, прочитанных Аллой Горбуновой, орудовали экстрасенсы, устроившие слёт на небесах.
Для писателя и драматурга Дмитрия Данилова не было сюрпризом чтение его прозы, он наслушался её во множестве театров в бесчисленном количестве интерпретаций. Но для публики в данном случае чтение актёра и автора явило выраженный контраст. Евгений Токарев, читая из книги «Горизонтальное положение», энергетично и звонко «выплёвывал» каждый очередной текстовый фрагмент, подобно прерывистой скачущей манере Михаила Жванецкого, как бы предлагая повеселиться над некоторыми из них, зрителю заподозрить в них некий намёк (которого, возможно, и не было). Дмитрий Данилов же, не изменив себе, читал в обыденной, монотонной, «скучной» манере, и было заметным, что такое вот бесцветное, а не окрашенное чтение позволяет лучше войти в мир автора.
Экзамен на услышание, на распознание авторской эмоции, пожалуй, выдержала Наталия Житкова. В ненавязчивой, как бы свойской доверительной манере беседы в компании друзей она прочитала рассказ о проведённом выходном дне, в котором автор Анна Аркатова прибегла к приёму антитезы, к роли антигероини, для которой «не свершение», «не деяние» (на самом деле, с юмором и самоиронией подмеченное и узнаваемое) становится тайной находкой и благодатью. Сама Анна Аркатова читала свой поэтический цикл «Одноклассники». Эмоции в её подаче не были акцентированы, это была спокойная, по-доброму ироничная, но при этом тоже свойская манера, и вибрирующие фольклорные ритмы в её русле ощущались, как внезапные волны.
В выгодном положении оказался актёр Кирилл Щербина, выбравший поэта Алексея Паперного. Потому что Паперный, собственно, сам драматург, и проза его уже в зародыше своем драматургична и удобна для прочтения. Но в ответ на «выгоду» Кирилл создал целый мини-спектакль, задействовав костюм, декорации (дом, куклы, луна и др.) и шумовые эффекты. И… казалось бы, незатейливая история любви и ревности с элементами мистики ожила — загремела, зазвенела и заискрила, напомнив даже не спектакль, а короткометражный фильм, в котором Кирилл играл сразу три роли. Алексей Паперный по уважительной причине не смог прийти на спектакль, и публика посмотрела видеоклип с его нежной лирической песней «Скажи легко», удачно оттенившей драматический конфликт пьесы.
В чтении Егором Гордиенко рассказа Дмитрия Воденникова, опять же автобиографичного, особенно захватывающим был эпизод про музыку в снегу (старая бабушкина шкатулка, выброшенная в мусорный бак, вдруг заиграла в снегу «Полонез Огинского»), которая показалась поэту метафорой всей жизни. Эту эмоцию тихого изумления, эмоцию прозрения артисту удалось передать особенно точно. Но… когда на авансцену вышел сам поэт, начал читать стихи устало и небрежно, но постепенно заводясь и зажигаясь от их ритма, словно провод, по которому пустили ток, то стало ясно, что как ни виртуозна игра, именно здесь — настоящее…
В финале представления зрителей восхитил ещё один мини-спектакль — местами абсурдная в духе Хармса, местами ироничная и даже стёбная философская проза Виталия Пуханова про одного мальчика и одну девочку, разыгранная Евгением Шевченко и Наталией Житковой, составившими слаженный актёрский дуэт. Артисты разыграли прекрасную партитуру, где органично были распределены эпизоды и реплики, расставлены смысловые акценты: при этом скелет спектакля, где каждый проход, движение, жест, всхлип и рыдание явно были продуманы, не сверкал и гремел голыми костями, но проплывал живой тугой плотью. Виталий Пуханов сказал актёрам, что получил истинное удовольствие. И хотя сам Виталий, опытный чтец, очень выразительно подал свои тексты, в этом сете была особенно заметна грань между просто авторским чтением и искусством театра — перенесением зрителя в параллельную реальность.
Так кто же победил, спросите вы? Никто. Потому что поэзия и театр не соревнуются, а взаимно обогащаются. И здесь нет победителей и побеждённых.