26.03.2023
Марина Брусникина: Островский - по-настоящему живой автор. Потому что ничего не изменилось ни в людских характерах, ни в отношениях
Ольга Штраус ,
Российская газета
26.02.2023
Ода конформизму. Театр "Et cetera" отметил 30-летие премьерой "Мандата"
Елизавета Авдошина ,
Независимая газета
26.02.2023
Постановка Панкова пьесы "Мандат" - это поиск новых форм в драматургии
Андрей Максимов ,
Российская газета
06.02.2023
Театр Et Cetera предъявил «Мандат»
Елена Федоренко ,
газета "Культура"
16.12.2022
Программа "Практика театра" с Мариной Брусникиной: гость - Нана Абдрашитова
Радио "Культура"
06.09.2022
30-й творческий сезон Московский театр «Et Cetera» открыл гастролями в Сургуте.
Георгий Зырянов ,
Информационно-аналитический портал СИА-пресс
06.09.2022
В Сургут привезли «скандальную» пьесу
Югра ТВ
06.09.2022
Московский театр «Et Cetera» в Сургуте
Телеканал "Мой Сургут"
27.06.2022
Музыка в снегу. Попытка услышания
Елена Семенова ,
Культурная инициатива
02.06.2022
"Наше кино. Неувядающие": Метод Калягина
Телеканал "МИР"
01.06.2022
"Раскрывая тайны звезд": к 80-летию Александра Калягина
Москва 24
01.06.2022
Поздравления с 80-летием принимает всеми любимый артист Александр Калягин
Первый канал
26.05.2022
Александр Калягин отмечает юбилей
Телеканал "ТВ Центр"
26.05.2022
В театре Et Cetera отметили юбилей Александра Калягина
Телеканал "Культура"
26.05.2022
«Здравствуйте, я ваша тетя». Путь Александра Калягина на большую сцену
Телеканал "Мир 24"
26.05.2022
Программа «Календарь» на телеканале «ОТР» об Александре Калягине
Телеканал "ОТР"
26.04.2022
Телеканал "Культура" об открытии выставки "Путешествие в "Калягинск"
Телеканал "Культура"
26.04.2022
Программа "Доброе утро" об открытии выставки "Путешествие в "Калягинск"
Первый канал
26.11.2021 17:00:00
Стакан воды... или Причины и следствия / "Стакан воды" в Театре "Et Cetera"
Валентина Федорова ,
Страстной бульвар, 10
16.08.2021
Лекарство для души
Жанна Филатова ,
Театральная афиша столицы
24.06.2021
Эфир программы "Главная роль" на телеканале "Культура". Гость - режиссер, засл.арт.РФ Владимир Скворцов
Телеканал "Культура"
11.06.2021
Сказки для девочек разного возраста
Александра Байлагашева ,
Сетевое издание «Сельчанка», Республика Алтай
03.06.2021
Татьяна Владимирова - самая КОСМИЧЕСКАЯ актриса России
Женя Токарев ,
Youtube
06.04.2021
В театре Et Cetera приготовят «Любовный напиток»
InterMedia
06.04.2021
Театр "Et Cetera" поставил спектакль для своей ведущей актрисы Татьяны Владимировой
ТАСС
26.08.2020
Театр Et Cetera откроет новый сезон спектаклем "Быть!"
Телеканал "Культура"
26.08.2020
В "Et Cetera" сразу две премьеры
Евгений Герасимов ,
Литературная газета
17.06.2020
Et Cetera откроет сезон премьерой спектакля по мемуарам Смоктуновского
Варвара Карпеева ,
Российская газета
07.06.2019
Кузбасс (май-июнь 2019)
04.06.2019
Творческий подарок в честь 25-летия ЗАО "Стройсервис"
Александра Горовикова ,
Телерадиокомпания "27 плюс"
02.06.2019
Репортаж телеканала "Вести-Кузбасс" о гастролях "Et Cetera" в Кемерово
Вести-Кузбасс
26.03.2019
Документальный фильм "Монолог в 4-х частях. Александр Калягин". 2-я часть
Телеканал "Культура"
06.12.2018
Премьера спектакля "В зоне доступа" в театре "Et Cetera"
ТВЦ "Город новостей"
06.12.2018
В театре Калягина придумали опасную игру с мобильниками
Феликс Грозданов ,
Дни.ру
06.12.2018
Театр Et Cetera представит трагикомедию о приключениях мобильного телефона
ОТР
06.12.2018
«В зоне доступа» — театр «Et Cetera»
Первый канал. Доброе утро.
16.10.2018
Санкт-Петербург (октябрь 2018)
16.09.2018
Приехал ревизор. Он стар, обездвижен и сидит в инвалидной коляске.
Энрико Фьоре ,
CONTROSCENA.NET
16.09.2018
В Рим приехал "Ревизор"!
Нива Миракян (Рим) ,
Российская газета - Федеральный выпуск №7670 (207)
06.04.2018
Московский "Ревизор" в постановке Роберта Стуруа потряс грузинских зрителей
Ольга Свистунова ,
ТАСС
16.03.2018
Когда хочется жить...
Наталья Сажина ,
ТЕАТРОН
06.03.2018
Это — «Гвоздь сезона»!
Первый канал. Доброе утро.
16.01.2018
Театр "Et Cetera" представил спектакль "Декамерон" по произведению Боккаччо
РИА Новости (Россия сегодня)
16.08.2017
К нам приехал "Ревизор.Версия": Александр Калягин предстал в образе инфернального Хлестакова
Слава Шадронов ,
Окно в Москву
30.06.2017
Хабаровск (Большие гастроли, июль 2017)
21.06.2017
Ревизор приходит дважды
Елизавета Авдошина ,
Независимая газета
19.06.2017
Россия24. Афиша. Гастроли Et Cetera в Хабаровске
Россия24. Хабаровск
18.06.2017
Хлесткий Хлестаков
Андрей Максимов ,
Российская газета
14.06.2017
Александр Калягин: Все знать, читать и сделать по-своему
Анжелика Заозерская ,
Вечерняя Москва
07.06.2017
Александр Калягин прикинулся Ревизором
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
06.06.2017
Последний день города N: Как пьесу Гоголя «Ревизор» превратили в «Карточный домик»
Анна Гордеева ,
Lenta.ru
05.06.2017
«А рыба была хороша!»
Марина Токарева ,
Новая газета
01.06.2017
Александр Калягин побил рекорды, сыграв в 75 лет молодого Хлестакова
Марина Райкина ,
Московский комсомолец
16.12.2016
Анна Артамонова: Очень хочется жить счастливо и чтобы люди вокруг жили так же
Павел Подкладов ,
Подмосковье без политики
16.12.2016
Комедия с горьким привкусом неприглядной правды
Анжелика Губина ,
Вечерняя Москва
15.12.2016
Гость программы "Худсовет" - драматург, режиссер Александр Галин.
Телеканал "Культура"
15.12.2016
Гость программы "Худсовет" - драматург, режиссер Александр Галин.
Телеканал "Культура"
31.10.2016
"Художник не должен ничего кричать". Режиссер Александр Калягин — о цензуре в театре
Анна Зелькина ,
Настоящее время
31.10.2016
"Художник не должен ничего кричать". Режиссер Александр Калягин — о цензуре в театре
Анна Зелькина ,
Настоящее время
25.10.2016
Сладко-кислая премьера в театре «Et Cetera»
Алексей Филиппов ,
Кино-театр
24.10.2016
«Тагильско-московский сюжет», или Новая история о старом
Наталья Решетникова
23.10.2016
Что имеем – не храним, потерявши – плачем. Премьера спектакля «Лодочник»
Анна Макрищева ,
DailyCulture
21.10.2016
Моноспектакль Владимира Скворцова "Шекспир. Монологи"
Норильский Заполярынй театр драмы
12.10.2016
Репортаж телеканала "Культура" о предстоящей премьере "Лодочник"
Телеканал "Культура"
12.10.2016
Репортаж телеканала "Культура" о предстоящей премьере "Лодочник"
Телеканал "Культура"
02.10.2016
"Важная персона": Александр Калягин
Москва 24
02.10.2016
"Важная персона": Александр Калягин
Москва 24
01.10.2016
"К Чехову, к Ефремову" / Международный театральный фестиваль "ПостЕфремовское пространство"
Хорошко Анна ,
Страстной бульвар,10
26.09.2016
Верхний Тагил. Андрей Архангельский знает, зачем «Уралвагонзаводу» интеллигентская драматургия
Андрей Архангельский ,
Коммерсант. Огонек.
24.09.2016
Белгород
30.08.2016
Et Cetera открывает предъюбилейный сезон
ТЕАТРАЛ
29.08.2016
В Et Cetera представили новых артистов и рассказали о премьерах
Телеканал "Культура"
29.08.2016
Александр Калягин: «Получится ли всё, что задумано?»
ТЕАТРАЛ
29.08.2016
В Et Cetera представили новых артистов и рассказали о премьерах
Телеканал "Культура"
29.08.2016
Роберт Стуруа ставит в Et Cetera "Ревизора" с Калягиным в главной роли
ТАСС: Культура
29.08.2016
Новый сезон в театре "Et Cetera": Калягин сыграет Хлестакова
РИА Новости
29.08.2016
Александр Калягин сыграет Хлестакова
Марина Райкина ,
Московский комсомолец
19.06.2016
Тбилиси
25.05.2016
Репортаж ИК "Город": "Старшая сестра"
Первый городской канал в Кирове
25.05.2016
Два Шекспира
Татьяна Лисик ,
портал Savemypost
20.05.2016
Театральное море уже разыгралось
Татьяна Лисик ,
РЕН-ТВ Киров
20.05.2016
"Большие гастроли" в Кирове: пресс-конференция Александра Калягина
ГТРК "Вятка"
19.05.2016
Киров
10.05.2016
"Театр не больница. Он не лечит"
Елена Владимирова ,
Журнал "Огонек"
18.04.2016
Колумбия (Богота)
28.03.2016
статья "Открыть глаза"
Виктор Лошак ,
Журнал "Огонек"
28.03.2016
"Открыть глаза"
Виктор Лошак ,
Журнал "Огонек"
17.03.2016
"Многолетнее ожидание"
Александр Калягин ,
журнал "Театрал"
15.03.2016
Гастроли спектакля "Борис Годунов" в Латинской Америке
Вести 24
11.03.2016
Театр Et Cetera привёз в Колумбию "Бориса Годунова"
Телеканал "Культура"
11.03.2016
Спектакль «Борис Годунов» под взмахом дирижерской палочки Петера Штайна
Иберо-американский фестиваль, Колумбия
11.03.2016
«Борис Годунов» под взмахом дирижерской палочки Петера Штайна
Иберо-американский фестиваль, Колумбия
11.03.2016
Театр "Et Cetera" привез "Бориса Годунова" в Колумбию
Телеканал "Культура"
11.03.2016
Театр Et Cetera привёз в Колумбию "Бориса Годунова"
Телеканал "Культура"
08.03.2016
Театр Et Cetera отправляется в Колумбию
Риа Новости
01.03.2016
Мы оплачем не спеша малыша-карандаша: «Утиная охота» В.Панкова в Московском театре «Et Cetera»
Евгений Авраменко ,
Петербургский театральный журнал
09.02.2016
Программа "Настроение" на ТВЦ с участием Людмилы Дмитриевой
телеканал ТВЦ
09.02.2016
Программа "Настроение" на ТВЦ с участием Людмилы Дмитриевой
телеканал ТВЦ
08.02.2016
Усталость режиссера
Александр Калягин ,
журнал "Театрал", февраль
05.02.2016
В Et Cetera нашли артиста на главную роль
Театрал
21.01.2016
"Et Cetera" в марте откроет фестиваль в Колумбии "Борисом Годуновым"
РИА Новости
15.01.2016
Анна Артамонова и её Чехов
Анастасия Разгуляева ,
Театральный журнал «i», Нижний Новгород
30.09.2015 21:26:00
Гастроли. Иркутск, Улан-Удэ, Чита
16.09.2015
Немного позитива Et Cetera
Елена Орлова ,
"Областная газета"
06.07.2015
Московский театр «Et Cetera» приедет в Иркутск с гастролями с 10 по 12 сентября
ИрСити
30.06.2015
Гастроли в Буэнос-Айресе
22.06.2015
Александр Калягин: Нам всем необходимо найти свою дорогу!
Борис Войцеховский ,
"Вечерняя Москва"
20.06.2015
Роберт Стуруа: "Жизнь была бы лучше без политиков"
Аналия Мельгар ,
Перфил
20.06.2015
Мы - марионетки в чьих-то руках
Иванна Сото ,
Кларин
19.06.2015
"Буря" ближе к сказке, чем к аллегории
Патрисия Эспиноза ,
AMBITO FINANCIERO
19.06.2015
Между земным и сверхъестественным
Паула Сабатес ,
PAGINA 12
18.06.2015
Роберт Стуруа: "Мне нравится актер,который работает с тем, что имеет"
Мерседес Мендес ,
TIEMPO ARGENTINO
17.06.2015
Прогулка с Шаманом
Елена Алешкина ,
Office
15.06.2015
Волшебная и игривая версия
Изабель Кросе ,
LA PRENSA
15.06.2015
Выдающаяся работа российских артистов
Карлос Пачеко ,
"Ла-Насьон"
14.06.2015
Шекспир на русском языке
Карлос Пачеко ,
LA NACION
13.06.2015
Месть и раскаяние
Сесилия Хопкинс ,
Páginal12
13.06.2015
Россию и Аргентину объединил океан шекспировских страстей
Алексей Зотов ,
Первый канал
11.06.2015
Из России идет "Буря"
Хуан Хосе Сантильян ,
ClarínX
11.06.2015
"Буря" на берегах Рио-де-ла-Плата
Татьяна Федотова ,
"Народная газета"
10.06.2015
«Основы государственной культурной политики» должны стать конституцией культуры»
Семен Суриков ,
"Новые известия"
04.06.2015
Театр Et Cetera откроет в Аргентине Год русской культуры
Новости ТК "Культура"
04.06.2015
В Аргентине пройдут гастроли московского театра Et Cetera
Александр Нечаев ,
"Российская газета"
04.06.2015
Московский театр Et Cetera откроет Год русской культуры в Аргентине
Ольга Свистунова ,
ТАСС
02.06.2015
Мелихово. Чехов
Павел Подкладов ,
Страстной бульвар, 10
01.06.2015
От Таганрога до Мелихова
Ольга Игнатюк ,
Театральная афиша
06.02.2015
В Et Cetera написали пьесу о Чехове
"Театрал"
16.01.2015
"Бориса Годунова" поставили без модернизаций
Ирина Корнеева ,
"Российская газета"
09.06.2014
Советское совершенное
Наталья Витвицкая ,
VashDosug.RU
02.06.2014
Веселые, крикливые, со словами Володина на устах
Григорий Заславский ,
«Независимая газета»
16.01.2014
Грузинский десант высадился у Калягина
Любовь Лебедина ,
«Трибуна»
26.08.2013
Et Cetera поставит в новом сезоне Шекспира, Вампилова и Аристофана
Наталия Курова ,
РИА Новости
26.08.2013
Et Cetera покажет спектакли, приуроченные ко дню рождения Шекспира
Москва24
26.08.2013
Александр Калягин: Роберт Стуруа может ставить спектакли, где угодно, но штаб-квартира его здесь
Анастасия Иванова ,
«Вечерняя Москва»
26.08.2013
«Комедия ошибок» ждет Et Cetera в XXI сезоне
радио «Мир»
18.06.2013
Убежище для жизни
Елена Сергеева ,
Российская газета
03.06.2013
Опасные дилетанты
Александр Калягин ,
Театрал
16.04.2013
Режиссер Петер Штайн поставит спектакль в московском театре Et Cetera
РИА Новости
26.03.2013
Вечеринка в кубинском стиле в Et Cetera
Ася Иванова ,
Вечерняя Москва
26.03.2013
Юбилей театра Et Сеtera: Мэрилин Монро в гостях у Шекспира
Анна Горбашова ,
Weekend
26.02.2013
Игорь Сечин стал «Персоной года»
Анна Нехаева ,
ИТАР-ТАСС
26.02.2013
Стипендия имени Анатолия Эфроса поддержит молодые таланты
ТВЦ
26.02.2013
Калягин учредил стипендию имени своего учителя
Марина Райкина ,
МК
26.02.2013
Калягин вручил стипендию имени Эфроса
«Театрал»
06.12.2012
Министр культуры Грузии посетит Москву по приглашению Александра Калягина
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
26.10.2012
Гастроли на Кубу
06.10.2012
Здравствуйте, я ваша смерть
Анна Чужкова ,
«Культура»
26.09.2012
«Et Cetera» начинает свой юбилейный двадцатый сезон
Новости телеканала Культура
26.09.2012
Александр Калягин сыграл мировую премьеру нового спектакля в постановке Роберта Стуруа
Ольга Свистунова ,
ИТАР-ТАСС
26.09.2012
Премьера в «Et Cetera» от Роберта Стуруа
Карина Ивашко ,
«Голос России»
26.06.2012
Отголоски бури
Михаэль Хендельзальц ,
"Вести-Тель-Авив"
20.06.2012
Счастливый билет Роберта Стуруа
Оксана Власова ,
«ТРИБУНА»
16.06.2012
Александр Калягин: Актер должен наступать на горло своему тщеславию
Татьяна Медведева ,
«Вечерняя Москва»
04.06.2012
Александр Калягин: «Если не веришь, что можешь – надо уходить»
Екатерина Писарева ,
"Курская правда"
01.06.2012
Даниил Страхов: «Путь к внутренней свободе»
Марина Белова ,
журнал «Театрон»
26.05.2012
Свой юбилей Калягин отметил блистательной игрой
Вести.ru
26.05.2012
Александр Калягин: «Стоп-кран я еще не нажал»
ТК «Мир»
26.05.2012
Александр Калягин: Золотой Клоун
Марина Тимашева ,
Радио Свобода
26.05.2012
Настоящий цирк поздравил Александра Калягина с юбилеем
Наталия Курова ,
РИА Новости
16.05.2012
Феерическая "Буря" и "саунддрама доктора Полякова"
Zahav.ru
06.04.2012
Измученный и скучный зверь
Ирина Алпатова ,
«Культура»
06.02.2012
«Моя Марусечка»: душевный спектакль Марины Брусникиной
Наталья Витвицкая ,
«Ваш Досуг»
06.02.2012
Сопрано под транзистор
Елена Ларина ,
Голос России
06.02.2012
Марусечкино царство
Ирина Анисимова ,
«Новые Известия»
26.10.2011
«Орфей»: смерть поэта
Наталья Витвицкая ,
«Ваш досуг»
16.09.2010
Театр Et Cetera покажет благотворительный спектакль
«Театрал»
22.06.2010
Александр Калягин: «Бюджетная реформа искоренит эксперименты в театре»
Ольга Романцова ,
Газета.ru
01.06.2010
«Дороги роли, которые тяжело даются»
Анастасия ТОМСКАЯ ,
Журнал «Театрал»
01.06.2010
Театральные награды сезона
Жанна Филатова ,
«Театральная афиша»
26.04.2010
«Маска» столичная
Журнал «Власть»
26.03.2010
Из жизни в театр переходя
Алена Карась ,
"Российская газета"
26.10.2009
О государственной поддержке творческих работников и творческих союзов
Театр на Телеканале "Культура"
26.10.2009
Александр Калягин: «Невозможно создать интеллектуальные ресурсы, игнорируя необходимую поддержку культуры»
Театр на Телеканале "Культура"
18.06.2009
Продюсеры тоже плачут
Дмитрий Морозов ,
Газета «Культура»
15.06.2009
Выступление А.А. Калягина на заседании Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
02.06.2009
«Весна для Гитлера» в России
Марина Тимашева ,
Радио Свобода
02.06.2009
Если бы Чехов запел...
«Российская газета»
01.06.2009
Самый веселый мюзикл в Москве
Григорий Заславский ,
«Независимая газета»
06.04.2009
Максим Леонидов и Егор Дружинин провернут аферу века в мюзикле «Продюсеры»
ST@RS
16.03.2009
Алексей Кортнев: «Люди все равно будут слушать приличную музыку»
Елена Мухаметшина ,
Русский Newsweek
01.06.2008
Театры Москвы проводят благотворительные спектакли для детей
Радио "Маяк"
06.12.2007
АДОЛЬФ ШАПИРО: "На Западе я бы Брэдбери не ставил. Только у нас"
Наталия Каминская ,
"Культура"
06.09.2007
«МК» объявляет победителей театральной премии
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
06.04.2007
Connected by Blood / Связанные кровью
Джон Фридман ,
"The Moscow Times"
16.03.2007
«Пожары» в театре “Et Cetera”
Анна Остерман ,
Телеканал "Культура". Новости
16.02.2007
«Et Сetera» приглашает на премьеру
РТР
16.02.2007
Для канадского режиссера русские актеры — это тигры
"Агентство Национальных Новостей"
26.01.2007
Кафе «Отечество»
Анна Гордеева ,
"Время новостей"
17.11.2006
Journey Into Darkness
John Freedman ,
"The Moscow Times"
27.10.2006
Бегство от обмана
Елена Губайдуллина ,
"Театрал"
25.10.2006
По кайфу
Марина Зайонц ,
"Итоги"
19.10.2006
Театр начинается с морфия
Марина Райкина ,
"Московский комсомолец"
16.10.2006
Октябрь. Московские театральные премьеры
Елена Дьякова ,
"Новая газета"
13.10.2006
Про «Морфий» написали оперу
Майя Мамаладзе ,
Полит.ру
12.10.2006
Глюки Верди
Наталия Каминская ,
"Культура"
11.10.2006
Партитура экстаза и ломки
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
09.10.2006
Морфий
Вера Павлова ,
"TimeOut"
09.10.2006
Не колись
Ольга Галахова ,
"Независимая газета"
06.10.2006
Лекарство от тоски
Алена Карась ,
"Российская газета"
05.10.2006
«Морфий» — премьера в театре “Et Cetera”
Дарья Ли ,
Радио "Маяк"
05.10.2006
Режиссерская доза
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
29.09.2006
Панков, Soundrama и врачебная тайна
Алла Шендерова ,
"Ваш досуг"
08.06.2006
Сожженные письма
Алиса Никольская ,
"Взгляд"
06.04.2006
Загадка Ивана Павловича
Майя Мамаладзе ,
"Полит.ру"
31.03.2006
Behind Closed Doors / За закрытыми дверями
Джон Фридман ,
"The Moscow Times"
27.03.2006
Газета «Русский инвалидъ» за 18 июля…
Елена Ковальская ,
"Афиша"
23.03.2006
Есть ли жизнь после классики?
Наталия Каминская ,
"Культура"
20.03.2006
Конец историйки
Дина Годер ,
"Экперт"
17.03.2006
Сюжет предан анафеме
Григорий Заславский ,
"Независимая"
16.03.2006
Хороший конец под рельсами
Ольга Фукс ,
"Вечерняя Москва"
16.03.2006
Вдруг без друга
Роман Должанский ,
"Коммерсантъ"
14.03.2006
“Et Cetera” представит первую премьеру в новом здании
РИА "Новости"
10.03.2006
Сюжет из газеты
Григорий Заславский ,
"Независимая газета"
10.03.2006
Оff через ять
Марина Давыдова ,
"Известия"
16.11.2005
Есть Сetera!
Ян Смирницкий ,
"Московский комсомолец"
16.11.2005
Мечты Калягина сбываются
Любовь Лебедина ,
"Труд"
16.11.2005
Каменная премьера
Алена Карась ,
"Российская газета"
06.04.2005
У Калягина уморили Тарелкина
Полина Ерофеева ,
"Собеседник"
18.06.2004
Сказать людям самое важное
Лариса Белякова ,
"Украина и мир сегодня"
11.06.2004
Соло для магнитофона с артистом
Людмила Печерская ,
"Украина и мир сегодня"
10.06.2004
На сцене театра имени Ивана Франко — моноспекталь «Последняя запись Крэппа»
Надежда Григорьева ,
podrobnosti.ua
06.02.2004
«Парижский романс» в театре «Et Cetera»
"Коммерсантъ"
06.10.2003
Свиные ножки в До-Mажоре
Светлана Осипова ,
"Московский комсомолец"
06.11.2002
Характер нордический
Наталия Каминская ,
"Культура"
16.04.2002
Круг чтения
Роман Ганжа ,
"Русский журнал"
16.11.2001
Мюзикл в погоне за пропиской
Ольга Рахаева ,
"Вечерний клуб"
26.04.2000
У кого чего болит, тот о том не говорит
Дина Кирнарская ,
"Время MН"
01.06.1999
Грустная реальность со сказочным концом
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
25.06.1998
Параллели и перпендикуляры
Наталия Каминская ,
"Культура"
23.06.1998
Между сновидением и фильмом-катастрофой
Наталия Колесова ,
"Вечерняя Москва"
01.06.1998
Жизнь есть сон
Наталия Колесова ,
"Театральный курьер"
01.06.1998
Сон о чести и справедливости
Марина Благонравова ,
"Экран и сцена"
28.03.1996
Мольер. «Лекарь поневоле»
Ирина Зверева ,
"Общая газета"
20.02.1996
Как во времена Мольера
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
19.02.1996
Калягин — театр
Виталий Поплавский ,
"Вечерняя Москва"
07.02.1996
Арбат, Бродвей, Еt Сеtеrа…
Ирина Глущенко ,
"Независимая газета"
06.07.1995
Там, за горизонтом
Александр Шевляков ,
"Подмосковные известия"
10.06.1995
Дальние страны калягинцев
Ольга Фукс ,
"Вечерний клуб"
01.06.1995
Там, «за горизонтом»…
Юрий Фридштейн ,
"Общая газета"
16.07.1994
Руководство для желающих жениться
Александр Шевляков ,
"Вечерний клуб"
24.06.1994
Et Сetera, но снова все же Чехов
Наталия Балашова ,
"Московская правда"
Пресса
Марина Брусникина: Островский - по-настоящему живой автор. Потому что ничего не изменилось ни в людских характерах, ни в отношениях
Ольга Штраус
Российская газета ,
26.03.2023
Театр Et cetera премьерой малоизвестной пьесы Александра Островского "Грех да беда на кого не живет" в постановке Марины Брусникиной отметил 200-летие драматурга.
Островского в юбилейный год ставят часто. И очень неожиданно. Режиссеры словно прозрели, обнаруживая в классических драмах "Колумба Замоскворечья" новые, остроактуальные смыслы. Оказывается, отнюдь не только густопсовый купецкий быт, жестокость нравов "темного царства" и прочие литературоведческие штампы таит гений драматурга.
Едва ли не главное, что волновало автора - женская, семейная тема. Предельно честное исследование историй любви, поиск ответа, что выбрать - долг или счастье, если такой вопрос однажды встает перед порядочной женщиной, есть во многих его пьесах. Можно даже утверждать, что и толстовские Анна Каренина, и герои "Крейцеровой сонаты" вышли из пьес Островского. Неслучайно Лев Толстой, вообще-то недолюбливающий театр, написал про "Грех да беда на кого не живет": "Я никогда не испытывал более сильного и ни одной фальшивой нотой не нарушенного впечатления".
Режиссер Марина Брусникина тоже признается, что влюбилась в эту пьесу давно и прочно:
- Там лихо закрученный сюжет, прямо-таки шекспировские характеры, редкой силы мужской образ, что нечасто случается у Островского.
А главное - авторы постановки смогли выявить в ней животрепещущую женскую историю чисто наших дней. Ну, представьте: красивая девушка из хорошей семьи волею судеб остается нищей сиротой. Влюбленный в нее лавочник, как говорится, "мужик с рынка", делает ей предложение. Это замужество единственный способ как-то остаться на плаву…Но на беду в их маленький городок приезжает на пару дней богатый помещик, который когда-то дружил с семьей девушки и даже, кажется, был в нее влюблен. Или она в него? Неважно! Юное чувство вспыхивает в ней с новой силой, а столичной "звезде" так приятно поиграть в бывший романчик…
Авторы спектакля не побоялись переписать целые куски из текста Островского: персонажи то сочиняют рэп, то переходят на современный сленг, а дед нашего лавочника Архип (Сергей Плотников) прямо-таки изъясняется блатной феней - за ним отчетливо угадывается криминальное прошлое, узнаешь скоробогатея из "братков"…
Однако швы между текстом Островского и современным пересказом в спектакле абсолютно незаметны - настолько естественно вжились артисты в своих персонажей.
Вот главный герой Лев Краснов (Андрей Кондаков). Этот провинциальный Отелло всеми силами пытается изжить, выдавить из себя мерзость многовековой патриархальности. Хотя его любовь к жене то и дело подвергается жестоким испытаниям: и сестра с зятем подзуживают "поучить" строптивицу кулаком или вожжами, и братец-недоросль наговаривает, что молодайка его не любит, да и сам Краснов видит сдержанную холодность супруги. Но он так верит, что сможет растопить ее сердце своей непомерной любовью! Его жена Татьяна (Ольга Котельникова) и рада бы ответить взаимностью, но где ж ее взять? Тем более, что душа ее уже затрепетала в ответ на новые признания старого кавалера. А он, Бабаев (Федор Бавтриков), хочет просто скоротать скучные дни вынужденной командировки: "Она, я думаю, рада-радехонька, что я приехал… А мучат женщины нас для того, чтобы вперед вознаградить себя за те права, которые потом теряют".
Эта мысль, выраженная столь афористично, поражает и самого Бабаева. Она, чувствуется, очень дорога и самому Островскому. И в разных своих пьесах он пытается найти ответ на вопрос: как же сделать так, чтобы любящие и любимые преодолели, наконец, свои мучения без трагического ущерба. Не выходит. Гибнет бесприданница Лариса Огудалова. Гибнет Катерина. Настоящим "волком в овечьей шкуре" становится вдова Купавина, обретшая было семейное счастье… Все эти женские лейтмотивы - из спектаклей последнего сезона на столичных сценах.
В этой же пьесе Отелло-Краснов убивает Татьяну, не вынеся окончательности и бесповоротности ее нелюбви. Этот финал побудил авторов постановки завершить ее нравоучительной цитатой из современной хроники: "70% убитых женщин подвергались домашнему насилию". Что в свою очередь заставило рецензентов обозначить тему постановки Марины Брусникиной как "историю семейного абъюза".
На самом деле спектакль тоньше и глубже этой темы. И последняя сцена, где Татьяна окончательно объясняется с мужем, кажется, таит возможности разных финалов. Будь наша героиня чуть взрослее, чуть мудрее сердцем, чуть более чутка к чувствам мужа - вполне, верно, могла бы проникнуться его болью, пожалеть, понять, принять, приласкать… А там, глядишь, и обрели бы эти двое вожделенное взаимопонимание. Но нет! Безоглядная юная искренность не позволяет Татьяне выдать желаемое за действительное. И муж, только что чуть не плача целовавший ей руки, так сжимает жену в объятиях (нет, моя, моя, не отдам никому!), что из нее буквально дух вон.
Говоря о женской теме в пьесах Островского нельзя обойти вниманием второстепенных героинь, которые в сегодняшних постановках преподносятся особенно ярко, выпукло, сочно. Это - дамы-наперсницы, пережившие свою молодость, но не успокоившиеся сердцем и с воодушевлением проживающие ее заново в романах своих младших соплеменниц. Такова, например, экономка Марфа в "Невольницах" спектакля Театра Сатиры в блистательном исполнении Дианы Ермаковой. Такова Елена Валюшкина в роли маменьки Огудаловой в "Бесприданнице Театра Моссовета…
Здесь - это роскошная Наталия Житкова в роли танинной сестры Лукерьи. Как хлопочет она о новом романе сестры! Как тоскует и мечется в ее скучном доме! Как возмущается, не смея возвысить голос в полную силу, дремучими нравами хамоватых родственников! Именно она является пружиной всего действа и кажется даже, что это именно с ее слов Островский написал свою пьесу, уснастив жестокую женскую драму такими забавными трагикомическими обертонами.
Марина Брусникина, режиссер спектакля:
Об Островском
Когда вместе с художницей Наной Абдрашитовой мы приступали к работе над спектаклем, она спросила меня: это будет современный Островский? - Нет. Классический? - Нет. Лубок? - Нет. В результате получилось что-то такое, вместе взятое, но это, по-моему, и есть настоящий Островский. Спектакль идет в двух планах - на помосте, в белых декорациях, подлинный текст Островского, а внизу, в черных, как этот сюжет звучал бы в наши дни.
Он ведь по-настоящему живой автор. Потому что ничего не изменилось ни в людских характерах, ни в отношениях. Островский для меня - очень документальный автор. Он вербатим своего времени. По сути - родоначальник документального театра. Он же был очень наблюдателен в жизни, обладал хорошим писательских слухом. И писал, как люди говорят, при этом не боялся брать очень острые, животрепещущие темы. Потому и востребован до сих пор. Он не то чтобы опередил время, он видел то, что нам не показывали.
О персонажах
Мне очень интересны диалоги артистов со своими персонажами. Лучший человек здесь - главный герой, Краснов. Он такой замечательный-замечательный, а потом вдруг взял - и убил. Очень жалко главного героя, да. И всех жалко.
В нашем спектакле два состава, и я не могу сказать, какой лучше: оба замечательные, хотя играю героев по-разному. Я вообще не понимаю, как можно засовывать артиста в определенную болванку: вот ты, Оля, играй, как Маша. Да, все переживания известны, но каждый человек передает чувства по-своему, так ведь? Как было сказано кем-то из великих: жизнь была бы увлекательным романом, если бы не банальное начало, всем известные интриги и одинаковый финал.
О счастье и успехе
Какое чувство, я бы хотела, чтобы вызывал наш спектакль? Сострадание к нам всем. Ведь мотивации всех героев тут очень понятны - жить так, как ты бы хотел и невозможность этого. Несовершенство жизни, невозможность завоевать любовь там, где ее нет.
Невозможность рая в человеческих отношениях, невозможность понять правду друг друга - ведь у каждого она своя. Самые страшные персонажи здесь - это люди, которые точно знают как надо. Для всех.
А что лучше - быть успешным или счастливым? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как кажется. По мне - конечно, быть счастливым. Но вот Краснов - он одержим своим понятием счастья, одержим своей любовью. Ему ничего, кроме нее, не надо. Он одержим стремлением стать лучше. Он борется со своей жуткой природой, дьявол в нем сидит. И все равно природа берет свое, и перед нами - чудовищная судьба и очень живая история.
Российская газета - Федеральный выпуск: №64(9009)
Источник: https://rg.ru/2023/03/25/marina-brusnikina-ostrovskij-po-nastoiashchemu-zhivoj-avtor-potomu-chto-nichego-ne-izmenilos-ni-v-liudskih-harakterah-ni-v-otnosheniiah.html
Островского в юбилейный год ставят часто. И очень неожиданно. Режиссеры словно прозрели, обнаруживая в классических драмах "Колумба Замоскворечья" новые, остроактуальные смыслы. Оказывается, отнюдь не только густопсовый купецкий быт, жестокость нравов "темного царства" и прочие литературоведческие штампы таит гений драматурга.
Едва ли не главное, что волновало автора - женская, семейная тема. Предельно честное исследование историй любви, поиск ответа, что выбрать - долг или счастье, если такой вопрос однажды встает перед порядочной женщиной, есть во многих его пьесах. Можно даже утверждать, что и толстовские Анна Каренина, и герои "Крейцеровой сонаты" вышли из пьес Островского. Неслучайно Лев Толстой, вообще-то недолюбливающий театр, написал про "Грех да беда на кого не живет": "Я никогда не испытывал более сильного и ни одной фальшивой нотой не нарушенного впечатления".
Режиссер Марина Брусникина тоже признается, что влюбилась в эту пьесу давно и прочно:
- Там лихо закрученный сюжет, прямо-таки шекспировские характеры, редкой силы мужской образ, что нечасто случается у Островского.
А главное - авторы постановки смогли выявить в ней животрепещущую женскую историю чисто наших дней. Ну, представьте: красивая девушка из хорошей семьи волею судеб остается нищей сиротой. Влюбленный в нее лавочник, как говорится, "мужик с рынка", делает ей предложение. Это замужество единственный способ как-то остаться на плаву…Но на беду в их маленький городок приезжает на пару дней богатый помещик, который когда-то дружил с семьей девушки и даже, кажется, был в нее влюблен. Или она в него? Неважно! Юное чувство вспыхивает в ней с новой силой, а столичной "звезде" так приятно поиграть в бывший романчик…
Авторы спектакля не побоялись переписать целые куски из текста Островского: персонажи то сочиняют рэп, то переходят на современный сленг, а дед нашего лавочника Архип (Сергей Плотников) прямо-таки изъясняется блатной феней - за ним отчетливо угадывается криминальное прошлое, узнаешь скоробогатея из "братков"…
Однако швы между текстом Островского и современным пересказом в спектакле абсолютно незаметны - настолько естественно вжились артисты в своих персонажей.
Вот главный герой Лев Краснов (Андрей Кондаков). Этот провинциальный Отелло всеми силами пытается изжить, выдавить из себя мерзость многовековой патриархальности. Хотя его любовь к жене то и дело подвергается жестоким испытаниям: и сестра с зятем подзуживают "поучить" строптивицу кулаком или вожжами, и братец-недоросль наговаривает, что молодайка его не любит, да и сам Краснов видит сдержанную холодность супруги. Но он так верит, что сможет растопить ее сердце своей непомерной любовью! Его жена Татьяна (Ольга Котельникова) и рада бы ответить взаимностью, но где ж ее взять? Тем более, что душа ее уже затрепетала в ответ на новые признания старого кавалера. А он, Бабаев (Федор Бавтриков), хочет просто скоротать скучные дни вынужденной командировки: "Она, я думаю, рада-радехонька, что я приехал… А мучат женщины нас для того, чтобы вперед вознаградить себя за те права, которые потом теряют".
Эта мысль, выраженная столь афористично, поражает и самого Бабаева. Она, чувствуется, очень дорога и самому Островскому. И в разных своих пьесах он пытается найти ответ на вопрос: как же сделать так, чтобы любящие и любимые преодолели, наконец, свои мучения без трагического ущерба. Не выходит. Гибнет бесприданница Лариса Огудалова. Гибнет Катерина. Настоящим "волком в овечьей шкуре" становится вдова Купавина, обретшая было семейное счастье… Все эти женские лейтмотивы - из спектаклей последнего сезона на столичных сценах.
В этой же пьесе Отелло-Краснов убивает Татьяну, не вынеся окончательности и бесповоротности ее нелюбви. Этот финал побудил авторов постановки завершить ее нравоучительной цитатой из современной хроники: "70% убитых женщин подвергались домашнему насилию". Что в свою очередь заставило рецензентов обозначить тему постановки Марины Брусникиной как "историю семейного абъюза".
На самом деле спектакль тоньше и глубже этой темы. И последняя сцена, где Татьяна окончательно объясняется с мужем, кажется, таит возможности разных финалов. Будь наша героиня чуть взрослее, чуть мудрее сердцем, чуть более чутка к чувствам мужа - вполне, верно, могла бы проникнуться его болью, пожалеть, понять, принять, приласкать… А там, глядишь, и обрели бы эти двое вожделенное взаимопонимание. Но нет! Безоглядная юная искренность не позволяет Татьяне выдать желаемое за действительное. И муж, только что чуть не плача целовавший ей руки, так сжимает жену в объятиях (нет, моя, моя, не отдам никому!), что из нее буквально дух вон.
Говоря о женской теме в пьесах Островского нельзя обойти вниманием второстепенных героинь, которые в сегодняшних постановках преподносятся особенно ярко, выпукло, сочно. Это - дамы-наперсницы, пережившие свою молодость, но не успокоившиеся сердцем и с воодушевлением проживающие ее заново в романах своих младших соплеменниц. Такова, например, экономка Марфа в "Невольницах" спектакля Театра Сатиры в блистательном исполнении Дианы Ермаковой. Такова Елена Валюшкина в роли маменьки Огудаловой в "Бесприданнице Театра Моссовета…
Здесь - это роскошная Наталия Житкова в роли танинной сестры Лукерьи. Как хлопочет она о новом романе сестры! Как тоскует и мечется в ее скучном доме! Как возмущается, не смея возвысить голос в полную силу, дремучими нравами хамоватых родственников! Именно она является пружиной всего действа и кажется даже, что это именно с ее слов Островский написал свою пьесу, уснастив жестокую женскую драму такими забавными трагикомическими обертонами.
Марина Брусникина, режиссер спектакля:
Об Островском
Когда вместе с художницей Наной Абдрашитовой мы приступали к работе над спектаклем, она спросила меня: это будет современный Островский? - Нет. Классический? - Нет. Лубок? - Нет. В результате получилось что-то такое, вместе взятое, но это, по-моему, и есть настоящий Островский. Спектакль идет в двух планах - на помосте, в белых декорациях, подлинный текст Островского, а внизу, в черных, как этот сюжет звучал бы в наши дни.
Он ведь по-настоящему живой автор. Потому что ничего не изменилось ни в людских характерах, ни в отношениях. Островский для меня - очень документальный автор. Он вербатим своего времени. По сути - родоначальник документального театра. Он же был очень наблюдателен в жизни, обладал хорошим писательских слухом. И писал, как люди говорят, при этом не боялся брать очень острые, животрепещущие темы. Потому и востребован до сих пор. Он не то чтобы опередил время, он видел то, что нам не показывали.
О персонажах
Мне очень интересны диалоги артистов со своими персонажами. Лучший человек здесь - главный герой, Краснов. Он такой замечательный-замечательный, а потом вдруг взял - и убил. Очень жалко главного героя, да. И всех жалко.
В нашем спектакле два состава, и я не могу сказать, какой лучше: оба замечательные, хотя играю героев по-разному. Я вообще не понимаю, как можно засовывать артиста в определенную болванку: вот ты, Оля, играй, как Маша. Да, все переживания известны, но каждый человек передает чувства по-своему, так ведь? Как было сказано кем-то из великих: жизнь была бы увлекательным романом, если бы не банальное начало, всем известные интриги и одинаковый финал.
О счастье и успехе
Какое чувство, я бы хотела, чтобы вызывал наш спектакль? Сострадание к нам всем. Ведь мотивации всех героев тут очень понятны - жить так, как ты бы хотел и невозможность этого. Несовершенство жизни, невозможность завоевать любовь там, где ее нет.
Невозможность рая в человеческих отношениях, невозможность понять правду друг друга - ведь у каждого она своя. Самые страшные персонажи здесь - это люди, которые точно знают как надо. Для всех.
А что лучше - быть успешным или счастливым? Ответ на этот вопрос не так однозначен, как кажется. По мне - конечно, быть счастливым. Но вот Краснов - он одержим своим понятием счастья, одержим своей любовью. Ему ничего, кроме нее, не надо. Он одержим стремлением стать лучше. Он борется со своей жуткой природой, дьявол в нем сидит. И все равно природа берет свое, и перед нами - чудовищная судьба и очень живая история.
Российская газета - Федеральный выпуск: №64(9009)
Источник: https://rg.ru/2023/03/25/marina-brusnikina-ostrovskij-po-nastoiashchemu-zhivoj-avtor-potomu-chto-nichego-ne-izmenilos-ni-v-liudskih-harakterah-ni-v-otnosheniiah.html