Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

29.03.2024 «Любовная досада» в театре Et Cetera Story 26.03.2024 «Любовная досада»: дарит только положительные эмоции и восторг Ирина Аренкова , Musecube 01.03.2024 Маленький человек остается крошечным даже в увеличительное стекло Софья Малинникова , Театрал 14.02.2024 Не дай вам Бог жить во время перемен: спектакль «Чайная» в Et Cetera Татьяна Филиппова , Газета "Культура" 25.01.2024 «Чайная»: Год Китая в России. Китайская пьеса, китайский драматург и китайский режиссер в Театре Et Cetera Наталья Анисимова , Musecube 25.01.2024 «Чайная» в театре Et Cetera: «Мы не говорим о государственных делах» Оксана Есипова , Musecube 23.01.2024 «Чайная» в театре Et Cetera Story 19.01.2024 Премьера спектакля "Чайная" прошла в столичном театре Et Cetera Лидия Широнина , Москва 24 19.01.2024 Время пить чай. Премьера спектакля режиссера Ичэнь Лю в театре «Et Cetera» Театр To Go 17.01.2024 Знать о жизни самое простое Марианна Власова , Независимая газета 16.01.2024 В Москве театр Et Cetera покажет спектакль "Чайная" ТАСС
Пресса

Выступление А.А. Калягина на заседании Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации


15.06.2009
Катастрофа – это первое, что я хочу сказать. Я не мальчик, а человек, который театр знает театр изнутри, и человек, который хорошо знает, что происходит в театрах России. Об этом я твержу уже не первый год: в статьях, в выступлениях, интервью… Ситуация не меняется, а становится только хуже. Речь идет даже не о нищенских зарплатах, об этом говорить уже становится пошлым. Давайте посмотрим в корень ситуации. Разрушение российского театра продолжается, и этот процесс идет ускоренными темпами. Я говорю не об отдельных театрах, а о всей театральной России, о театре как об общественном институте, который оказался ненужным государству. В Концепции 2020 российскому театру определили задачу: «стимулировать развитие рынка услуг в сфере культуры», а означает это одно: театры поставлены в один ряд с банями, прачечными, ресторанами, которые тоже оказывают услуги, только они в одной области, а мы – в другой. Если театр вытолкали в сферу услуг, то регулировать его деятельность будет рынок, по принципу: спрос – предложение. Для производства кока-колы ведь не нужно государство? Так и театру, в рынке услуг, как написано в Концепции 2020, государство тоже не нужно. Но без государства театр лишается своих важнейших идеологических и социальных функций. В таком случае вопрос: нужен ли театр современной России? – звучит совсем не риторически. Первое. Сегодня в Указах Президента «Об оценке эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления» среди показателей эффективности для муниципальных органов (где в основном и сосредоточена культурная жизнь) вообще нет ни одного показателя, связанного с культурой. Я повторю еще раз: нет ни одного показателя, связанного с культурой – это же почти политика государства! А для субъектов РФ – только два показателя: 1) Отношение средней заработной платы в учреждениях культуры и искусства к средней заработной плате в регионе и 2) Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях. По сути, сегодня ни губернатор, ни мэр города не отвечают перед федеральным центром за обеспечение гражданам их конституционных прав на доступ к культурным ценностям, на свободу их творческой деятельности. Среди показателей эффективности нет ни показателей обеспеченности (сколько театров, сколько они поставили новых постановок, сколько на них было зрителей и т.д.), ни качественных показателей удовлетворенности населения культурной жизнью региона или города. Зато есть показатели обеспеченности спортивными сооружениями. Повторю еще раз - это государственная политика. Тем не менее, мы не теряем надежды, что в послании Президента России когда-нибудь будут упомянуты культура, театр. Хотя именно сегодня, мне кажется, должно быть понятно, как нужен театр зрителям. И мы это видим, зрители не покинули театры, напротив, потянулись в театр, чтобы обрести душевное равновесие, уйти от депрессивных настроений, сегодня существующих в обществе, здесь они ищут ответы на вопросы, которых день ото дня становится все больше. Ни кино, ни телевидение, ни эстрадные шоу, а только живое искусство театра может объединить людей, самых разных людей. Первое. Сколько мы боролись, прежде, чем были внесены поправки в Закон об автономном учреждении, которые учитывают специфику театра! Сколько мы сейчас боремся с законом 94 ФЗ! Его идиотизм в применении к театру, всем понятен, но изменить мы ничего не можем. Директора театров поставлены в условия, когда приходится идти на еще более изощренный обман, чем тот, в котором их все время подозревают. Почему надо создавать условия, в которых работать становится не лучше, а хуже? Все эти реформы последних лет, начиная с казначейства, закона об автономных учреждениях, закона 94 ФЗ, нарушили равновесие в театре: всегда был некий баланс между творческой составляющей и организационной. Все административно-организационные структуры существовали для того, чтобы обеспечить творческий процесс, чтобы создать для него условия. Это самое главное! В свое время Всероссийское театральное общество было преобразовано в Союз театральных деятелей именно для реализации главной идеи творческого союза – во главе театрального процесса должна быть творческая личность – в театре это режиссер, художественный лидер. Сегодня в театре, внедренном в рынок, в театре, оказывающем услуги, первой фигурой становится директор. И он решает, какого рода услуги, выгоднее, именно выгоднее, оказывать. Режиссер, художественный руководитель становятся пешкой в финансовой игре директора. Власть взяли директора, поскольку в их ведении главный рычаг воздействия — деньги, которые в сегодняшней ситуации - главное. Ситуация доходит до крайности, и во многих российских театрах режиссеры просто отсутствуют, руководят администраторы, которые считают свое единоначалие нормой сегодняшнего дня. Но почему учредитель заключает договор только с директором? Хотя в действующем Положении о театре в Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 25 марта 1999 г. №329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации») предусмотрено два варианта: 1. На основе единоначалия – директором или художественным руководителем, с которым учредитель заключает трудовой договор (контракт); 2. На основе разделения сфер ведения – директором и художественным руководителем (а по сути, если говорить о драматическом театре, - главным режиссером. ), с каждым из которых учредитель заключает трудовой договор (контракт). Но повсеместно, за редкими исключениями, применяется лишь первая схема – единоначалие. Причем, если говорить не о Москве и Петербурге, единоначалие директора. И директора - единоначальники уверены, что вполне справляются и с художественными задачами, приглашая случайных режиссеров на постановку. Они выбирают режиссеров по своему вкусу, но еще умудряются диктовать этому приглашенному режиссеру: что ставить, кого занять в спектакле, как оформить спектакль. Но это же абсурд, сумасшедший дом! Тем более что не редко директорами театров становятся люди, совсем далекие от искусства. Союз театральных деятелей России только что провел Всероссийский форум «Театр: время перемен» в пяти федеральных округах страны. Двигаясь из региона в регион, мы составили картину жизни театральной России – реальную и достоверную. Я могу ответственно констатировать: институт главных режиссеров разрушен, а значит, подорваны основы отечественного репертуарного театра. Отсутствует главный режиссер в Челябинском театре – известном театре с потрясающей труппой, нет руководителя в Омском музыкальном театре. В Хакасском музыкально-драматическом театре и в театрах Барнаула. Ситуация тяжелая в Иркутской области – в шести театрах нет руководителей. Нет режиссеров в Амурском государственном театре драмы (г. Благовещенск), Магаданском областном драматическом театре, Хабаровском краевом музыкальном и т.д. Я мог бы продолжить этот список. Конфликты между директором и режиссером возникают повсеместно, только что мы писали письма в Северский ТЮЗ, а буквально на днях в СТД вновь приехали с жалобой на директора артисты из Волгоградского музыкального театра. Директор театра сразу уволил дирижера, а столярный цех отвел под кафе. И это - трагическая ситуация. Я не преувеличиваю и не драматизирую – тенденция вытравления художественного руководства означает только одно – непреклонное движение театра в сферу обслуживания, собственно говоря, туда нас целенаправленно и загоняют. Обеспечить досуг населению могут и директора театра. Создать произведения театрального искусства – только художники! Сегодня, как правило, город заключает договор с директором театра, а директор уже – с главным режиссером на кабальных условиях. Мы должны добиться того, чтобы заключались два параллельных контракта, в которых были бы обозначены и сферы деятельности каждого, и сферы ответственности. Только в таком случае можно будет избежать произвола директоров. И решить это можно на уровне местных департаментов культуры. К сожалению, единовластие директоров во многом возникло из-за не профессионализма чиновников от культуры, как правило, не имеющих авторитета и веса в городе. Долгое время ни Министерство культуры, ни существовавшее еще недавно Федеральное агентство по культуре и кинематографии не влияли на формирование корпуса руководителей органов культуры на местах. Должность начальника управления культуры зачастую становилась «разменной монетой», которой избранный губернатор расплачивался с членами своей предвыборной команды. И при таких назначениях мало учитывалось такое качество, как профессионализм. И таким образом произошло снижение уровня компетентности и разрушение системы управления культурой на уровне субъектов РФ. Но как бы то, ни было, нам надо действовать быстро. И как результат этотй ненормальной, пагубной для театра ситуации, Минздравсоцразвития утвердил перечень руководителей учреждений культуры и искусства, в котором нет должности «художественный руководитель» и «главный режиссер». Когда мы попытались выяснить у разработчиков, почему так получилось, нам ответили: «Ничего страшного. Художественный руководитель и главный режиссер могут называться заместитель директора по художественной части». Сейчас Министерство культуры при нашем участии пытается внести изменения в этот перечень. И кстати это наглядный пример того, как далеки от понимания устройства театра те, кто пытаются регламентировать нашу жизнь. В рамках всех наших форумов состоялись заседания Гильдии режиссеров России, на которых обсуждались все эти больные вопросы. Режиссеры вместе со специалистами в области права разработали контракты: и главного режиссера, и приглашенного режиссера. По ним они могут и хотят работать, и мы должны содействовать тому, чтобы они обрели законную силу. Честно говоря, не только Союз театральных деятелей России должен этим заниматься. Есть вещи, которые относятся к прерогативе государственной структуры, однако Министерство культуры занимается проблемами культуры вообще и федеральными организациями культуры, но кто-то должен разбираться, скажем, в ситуации, когда под угрозой закрытия оказывается небольшой театр где-нибудь далеко от столицы. Сегодня нет ни заместителя министра, который бы занимался проблемами театра. Нет ни такого департамента. Может быть, все-таки нужна Дирекция российских театров, которая будет заниматься исключительно вопросами театральной России?Второе. Проблема режиссуры – главная, но не единственная. Чудовищная ситуация со специалистами постановочной части во всех практически театрах страны. Очень немного специалистов имеют профессиональное образование, но этих немногих тоже сложно уберечь. В республике Алтай технические работники получают – 3200-3400 рублей, и в других местах не намного больше. Кто придет работать в театр? Техническое оснащение театра ужасное: нет элементарно фонарей, приличного звука. И эта ситуация возникла не сейчас, в связи кризисом, она существует уже многие годы. Третье. Я не остановился на многих проблемах: современной драматургии, театральной школы, театральной критики. И хочу еще раз повторить. Государство не определило функции театра в свободной демократической стране. И в этом главная причина разрушительных процессов театральной культуры последних лет. Все здание государственной культурной политики должно крепко стоять на трех опорах: - нормативно-правовая база культуры; - специальный бюджет культуры; - система органов управления в сфере культуры. Сегодня все три опоры с изъянами. Но главная опора, все-таки – нормативно-правовая база. Нам нужны адекватные законы о культуре и важным шагом в развитии законодательства о культуре могло бы стать создание единого кодекса законов «О культуре». (Это мое предложение я впервые озвучил на пленарном заседании общественной палаты, и оно было поддержано членами Общественной палаты, но как часто бывает, «потерялось в недрах власти».) Я обращаюсь к Вам, уважаемые коллеги, к Вам, уважаемый Сергей Михайлович! Надо выступить с законодательной инициативой разработки и принятия Кодекса законов о культуре, который включит в себя все действующие законы, которые приняты, и законопроекты, которые до сих пор не были приняты: «О театре и театральной деятельности»; «О творческих работниках и их творческих союзах»; «О меценатах»; Я настаиваю на необходимости принять этот кодекс, этот свод законов - и тех, которые уже действуют, и тех, которые надо принять. Кстати, в проекте закона «О театре и театральной деятельности», который десять лет назад был разработан Советом Федерации, но до сих пор не принят, была специальная глава, которая называлась «Исключительные права на театральную постановку для показа в живом исполнении». И в ней были закреплены права режиссера-постановщика на созданный им спектакль, и, может быть, если бы этот закон действовал, то мы не имели бы сегодня российский театр таким обезглавленным, без художественного руководства и художественных лидеров.