Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Не в деньгах счастье

Отдел театра
Культура №32(7695) , 20.08.2009
Согласно традиции по завершении очередного театрального сезона газета "Культура" проводит опрос ведущих столичных критиков, представляющих различные средства массовой информации, на тему итогов сценического года. На сей раз нашим респондентам было предложено четыре вопроса: 1. Событие сезона. 2. Провал сезона. 3. Персона сезона. 4. Тенденция сезона. Полина БОГДАНОВА, "Современная драматургия" : 1. "Рассказы Шукшина" в постановке Алвиса Херманиса, Театр Наций. "Жизнь удалась" П.Пряжко в "Театре.doc" (режиссер М.Угаров). "Экспонаты" В. Дурненкова, режиссер А.Жиряков, "Театр.doc".2 . Закрытие журнала "Театр". 3. Белорусский драматург Павел Пряжко, у которого в Москве уже несколько постановок. 4. Увеличивается не только количество, но и качество постановок современной (новой) драмы. Три театра, ставящие новую драму - "Практика", Центр драматургии и режиссуры и "Театр.doc", - сегодня гораздо интереснее, чем большие традиционные театры, ставящие классику и зарубежную драму. Елена ГРУЕВА, "Time out" : 1. "Рассказы Шукшина" - удивительная по органике и свободе интерпретация прозы, элегантный замысел и блестящее исполнение. Радость и актерам, и зрителям. 2. "Москва. Психо" А.Жолдака в "Школе современной пьесы" - разнузданная спекуляция на собственной тщательно выстроенной репутации провокатора. 3. Режиссер Алвис Херманис - никому так просто и ясно не удается доказывать, что мир и люди, его населяющие, - вовсе не одно дерьмо. 4. Отсутствие новых идей и по большому счету новых имен. Зато молодое актерское поколение обещает многое. Ольга ЕГОШИНА, "Новые известия" : 1. Наверное, главными событиями этого сезона стали гастрольные спектакли. Долгие гастроли Малого драматического театра - Театра Европы осенью, организованные "Золотой Маской". Эймунтас Някрошюс и Томас Остермайер на "Сезонах Станиславского". Уильям Форсайт и Сильви Гиллем в программе "Легендарные спектакли ХХ века" на "Золотой Маске". Наконец, идущий сейчас Чеховский фестиваль, радующий уже и обещающий чудные названия впереди. 2. Провалов в сезоне было так много (практически каждый второй столичный спектакль проваливался), что перечисление было бы слишком долгим. 3. Возможно, персоной сезона можно назвать Римаса Туминаса. Весь сюжет с Вахтанговским театром доказал, что все-таки труппа умеет ценить реально работающего прекрасного режиссера, который сумел в два сезона резко изменить климат внутри театра, и его статус. 4.Темная тень кризиса все заметнее: если не в реальных нехватках (пока вроде все намеченные премьеры в театрах вышли), то в апокалиптических ожиданиях. Худруки театров все настойчивее говорят о резком сокращении средств на постановки, на содержание труппы, а теперь речь уже идет о проблемах с коммунальными платежами. Остается надеяться, что ожидания в очередной раз не сбудутся, а следующий сезон порадует фестивалями, гастролями и премьерами. Григорий ЗАСЛАВСКИЙ, "Независимая газета", Вести FM : 1. Событий, что приятно, много, хотя одно из недавних - вовсе даже не приятное, но это - событие, и мимо него не пройти. Это - арест двух сотрудников МХТ имени Чехова и наша журналистская пауза: непонятно же, что по этому поводу говорить. Виноваты или не виноваты - этого пока никто сказать не может (а в общем, у нас и суду многие наверняка не поверят, даже если суд скажет - виноваты, и точка). Но меня, не скрою, пугает и даже, скажу больше, - возмущает скорость, с какой запрятывают до суда в тюрьму тех, чья общественная опасность очевидно не так велика, чем насильников или убийц, которых почему-то не спешат изолировать от общества. А тут - даже если опираться на скупую информацию следствия - не мошенничество, но попытка мошенничества. То есть ощущение, что людей отвлекают от чего-то серьезного, по-настоящему опасного. Другие два события также связаны с жизнью околокультурной: это "не-отставка" Римаса Туминаса (со знаком плюс, и тут я не склонен отпираться от своих же уважительных слов в адрес министра культуры, который захотел разобраться в вопросе и даже сходил на репетицию "Дяди Вани" в Вахтанговский театр) и назначение, а затем и снятие с поста и.о. ректора РАТИ - ГИТИСа Юрия Шерлинга. И из этой истории министр культуры Александр Авдеев, по-моему, вышел, не потеряв лица. Из собственно театральных событий: "Золотая Маска" и проходящий в эти дни Чеховский фестиваль. Чудо, что состоялись. Из спектаклей - "Дети солнца" в Малом, "Опус 7" в "Школе драматического искусства" и "Бог резни" в "Современнике". Это - моя первая тройка. Из пока не вышедшего - уже упомянутый "Дядя Ваня", которого впервые сыграют в сентябре, но репетиция почти уже готового спектакля оставила сильнейшее впечатление. Еще одна очень важная, на мой взгляд, удача - "Продюсеры" в Театре "Et Cetera", американский мюзикл оказался злободневен и в России. И смешон, что с американскими шуточками, согласитесь, происходит далеко не всегда. 2. Мне кажется, это "Пиквикский клуб" в МХТ. Велики все же были ожидания - и потому, что ставил Евгений Писарев, чья удача "Конька-Горбунка" остается несомненной, и потому, что роль Пиквика - конечно, для Александра Феклистова. Совсем не получилось, по-моему. Еще один очевидный провал - закрытие фестиваля "Новая драма" из-за принципиальных противоречий в стане основателей. И параллельный этому процессу выход двух конкурирующих версий пьесы Пряжко "Жизнь удалась" в "Театре.doc" и в Театре "Практика". Не поделили. 3. Для меня, лично для меня, - Сергей Юшкевич, который сыграл, по-моему, блестяще роль в пьесе Ясмины Реза "Бог резни". И - Наташа Швец, ставшая для меня открытием в "Крейцеровой сонате" (МХТ имени А.П.Чехова). 4. Тенденция, на мой взгляд, только складывалась и проявится лишь в следующем сезоне: театру придется жить скромнее, я бы сказал, "по средствам", если бы оставалась уверенность, что эти средства появятся. А если средств вообще никаких не дадут? Как это назвать? Марина ЗАЙОНЦ, "Итоги" : 1. Событие сезона, конечно же, Чеховский фестиваль. В эти два месяца начинаешь как-то заново любить театр, даже если он, как в этот раз, с явственным цирковым оттенком. Потому хотя бы, что очень уж все по-настоящему, без дураков на сцене совершается. Ни разу не обманули, не схалтурили. И правильно, для этих артистов честность и точность - вопрос жизни. Из того, что пока удалось увидеть, очень понравился "Невидимый цирк" Тьере-Чаплин и "Оратория Аурелии" их дочери, ностальгически светлый "Туман" Даниэле Финци Паски, нервный и мощный "Тангенс" Матюрена Болза. А впереди - самые главные события. Спектакли Робера Лепажа, Мэтью Боурна и Пины Бауш. После этого переходить на нашу московскую почву, внедряться в родной и по большей части унылый театральный процесс очень трудно. А все же и у нас были хорошие спектакли. В крайнем случае, просто симпатичные - тоже достоинство по нынешним временам. Больше всего понравились "Рассказы Шукшина" в Театре Наций. О нем уже пришлось услышать, что это еще одна разновидность коммерческого театра. Должно быть, из-за того, что успех у спектакля бешеный, билетов не достать, и стоят они, ужас какой, тысяч пять. По-моему, все это чепуха. И статусная, богатая публика, и стоимость билетов отношения к искусству никакого не имеют. Все это внешняя мишура. Сам по себе спектакль Алвиса Херманиса и близко ни к какой коммерции не приближается. Он сделан легко-легко, как будто его и не сочинял никто, не мучился, как положено, а он как-то сам из воздуха соткался, на любви и радости замешанный. И эта любовь и радость в зрительный зал перекидываются, публику захватывают. На этом успех "Шукшина" строится, ни на чем другом. А еще были - "Река Потудань" и "Три года" в "Студии театрального искусства" Сергея Женовача, "Троил и Крессида" Римаса Туминаса в Театре имени Вахтангова, "Улисс" Евгения Каменьковича в "Мастерской П.Фоменко". Хорошие спектакли, серьезные, о них думать интересно, даже если с чем-то вдруг и не согласен. "Старший сын" в "Табакерке", поставленный Константином Богомоловым, симпатичный, хорошо актерами сыгран. Два спектакля Алексея Левинского - "Про всех падающих" в Театре "ОКОЛО" и "Свадьба Кречинского" в Театре имени Ермоловой - как всегда у этого режиссера, содержательны и талантливы. Произвел впечатление спектакль "Жизнь удалась" в "Театре.doc", несмотря на обилие мата. Здесь его как-то и не замечаешь, поскольку тут сочувствие к людям, совсем еще молодым, главное. 2. Мне кажется, эту графу из рейтингов надо убрать раз и навсегда. Уже который сезон невозможно выбрать и назвать из ряда вон выпадающий спектакль. Таких у нас теперь - пруд пруди. Большинство. Их и не отличишь друг от друга, и вспоминаются (если вообще вспоминаются) с трудом. 3. Валерий Шадрин, который каким-то образом умудряется провести грандиозный по размаху, дорогостоящий Чеховский фестиваль, несмотря на все кризисы и недоданные обещанные деньги. А кроме того, он обладает каким-то невероятным чутьем на настоящее, качественное искусство. Редкое и драгоценное свойство для продюсера. Его выбору всегда можно доверять, такое теперь мало о ком сказать можно. 4. Коммерциализация театра растет, свежих идей нет, новых режиссерских имен тоже. Ни о какой реформе, о которой все уже устали говорить, никто и не помышляет. Критерии размыты, критики радуются частностям. Смотреть не противно, сыграно не фальшиво - уже хорошо. Средний уровень столичных спектаклей (а именно он, а не отдельные шедевры, всегда определял состояние театра в целом) пугающе низок. Пожалуй, это и есть тенденция. Театров в Москве огромное количество, дееспособных - раз в пять меньше. При этом исчезают с горизонта как раз именно что заметные. Вот и чудесный, ни на кого не похожий Театр "ОКОЛО" объявил о полной невозможности играть в Москве свои спектакли. Московское правительство сообщило им, что реконструкция сгоревшего пять лет назад помещения откладывается на неопределенный срок. Использовать маленькое репетиционное помещение для показа спектаклей не разрешают пожарные. Ну и так далее. Что тут скажешь, и вправду - кризис на дворе, не до театра. А только, где было начальство, за культуру отвечающее, все эти пять лет? Вот и выясняется, что они, может, по должности и отвечают за культуру, но качественное искусство от ерунды собачей не то что не отличают, но даже намерения такого не выказывают. И это тоже, увы, тенденция. Павел ПОДКЛАДОВ, радио "Подмосковье" : 1. "Ньюсмейкер" сезона - Театр Наций. Спектакли, созданные под его эгидой и им спродюсированные, стали, на мой взгляд, главными событиями уходящего сезона. Это прежде всего "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса с блестящими актерскими работами абсолютно всех участников. Херманису, как мне показалось, удалось разгадать загадку душ "чудиков" Василия Макаровича. Огромная благодарность тому же Театру Наций за организацию приезда Марины Влади и гастролей (совместно с фестивалем "Золотая Маска") Ташкентского театра "Ильхом". Наверное, некоторые претензии критиков к нынешним спектаклям "Ильхома" отчасти справедливы. Но главное, что были гастроли: театр после трагического ухода из жизни своего основателя Марка Вайля жив и не собирается сдавать творческие позиции. "Золотая Маска" во внеконкурсной программе порадовала еще одним дивным ташкентским спектаклем - "Медея" Театра-студии "Старая мечеть" режиссера Овлякули Ходжакули. Блестяще сыгранный шестью узбекскими актерами-мужчинами тончайший и стильный спектакль поразил волшебным сочетанием античного, шекспировского и восточного театра. Предложив играть женские роли актерам-мужчинам, режиссер, по его словам, решил увлечь зрителей "тайной загадочных "мужских" и "женских" начал, углубить и усложнить всю палитру эротических ощущений, заложенных в текст "Медеи". Прелесть этому действу придает и то, что большинство текстов Еврипида актеры декламируют и даже распевают под музыку древних узбекских макомов. Событием сезона стал спектакль Алексея Бородина "Портрет" по повести Н.В.Гоголя в РАМТе, в котором также сплелись великая литература и прекрасная музыка. На спектакле не раз возникало мистическое ощущение, что гобой талантливейшего музыканта Алексея Уткина произносит гоголевский текст, а не менее талантливый артист Евгений Редько, играющий главного героя, перевоплощается в музыкальный инструмент. О кризисе в обществе и в душах людей - спектакль "Свадьба Кречинского" Алексея Левинского в Ермоловском театре, один из лучших поставленных этим режиссером в последние годы. Не последняя тема в нем - неотвратимое возмездие за совершенное зло. Недаром кто-то из зрителей после спектакля посетовал на то, что в зале не было банкиров и олигархов. Давно работающая с Левинским команда ермоловских актеров и на этот раз блестяще справилась с реализацией замысла своего лидера. Артисты Малого театра раньше никогда не работали с Адольфом Шапиро. Но тем не менее, судя по всему, сразу приняли и поняли этого замечательного режиссера. И сыграли в горьковских "Детях солнца" так, как, пожалуй, не играли никогда раньше. На фестивале "Мелиховская весна"-2009 был восхищен великолепной чеховской "Чайкой", привезенной на фестиваль Одесским русским драматическим театром. Редкое в наше время сочетание бережного отношения к Чехову и при этом очень свежего и современного прочтения великой пьесы - главная особенность этого спектакля, поставленного Алексеем Литвиным. "Саломея" Владимира Агеева в Театре "Модерн" вызывает противоречивые чувства. Но Ирина Гринева в заглавной роли и особенно Елена Стародуб в роли Иродиады достойны восхищения. Очередное чудо состоялось в Театре "Тень". "Эпос о Лиликане" - так называется изумительное действо, созданное авторами и режиссерами Вячеславом Игнатовым и Марией Литвиновой и озвученное Джоном Фридманом. 2. О провалах обычно стараюсь не говорить: жалко актеров. Но в данном случае "не могу молчать". Мягко говоря, удивила драматическая программа фестиваля "Черешневый лес", в которую были включены на редкость неудачные спектакли. На "Пиквикском клубе", поставленном в МХТ, было ощущение, что Евгения Писарева и хороших актеров просто подменили: настолько они были вялы и неостроумны. Те же чувства испытал на спектакле "Женитьба Фигаро", поставленном Константином Богомоловым в Театре п\р О. Табакова. Возникло подозрение, что, перечитывая пьесу, режиссер по ошибке откупорил и подсунул актерам не шампанского бутылку, а какое-то снотворное снадобье. Но если перечисленные спектакли вызывали зевоту и в лучшем случае безразличие, то после современниковского опуса под названием "Бог резни" режиссера Сергея Пускепалиса не покидало чувство омерзения. И дело не только в том, что на сцене под веселый хохот зрителей матерятся и (простите) блюют, а в том, что артисты повелись на невразумительную драматургию и несостоятельную режиссуру. Печальнее всего, что хорошие актеры, следуя основному закону бездарной антрепризы, готовы делать все для того, чтобы развлечь публику. В одном из обзоров этот спектакль был назван революцией в "Современнике". Если это так, то я первый записываюсь в контрреволюционеры. Кстати, это было не первое разочарование, связанное с прославленным театром. До сих пор не покидает чувство неловкости после "Сна Гафта, пересказанного Виктюком". Остается загадкой, что хотел сказать своей пьесой любимый актер и с кем решил свести счеты: со Сталиным или со старыми знакомыми и коллегами. 3. Персона сезона - Евгений Миронов и его команда из Театра Наций. 4. Тенденция сезона - безликость и аморфность большинства академических драматических театров (за исключением РАМТа) и постепенное, но уверенное угасание так называемой "новой драмы". Павел РУДНЕВ, Центр имени Вс.Мейерхольда : 1. Московский сезон формировали иностранцы и студенты. Имеет смысл задуматься над этим фактом. Алвис Херманис, выпустивший "Рассказы Шукшина" в Театре Наций и показавший свою рижскую "Латышскую любовь". Римас Туминас, выигравший войну за свой театр и преданных ему артистов, сделавший в состоянии войны "Троила и Крессиду" - спектакль инновационный, умный, сложносочиненный, пестрый. И рядом с ними - только молодые "женовачи", курс Сергея Женовача в РАТИ, новое поколение артистов. Их "Снегурочка", "Бесы" и "Лев Толстой. Сцены" дали впечатлений больше, чем все театры Москвы вместе взятые. А выпускник Игорь Лизенгевич в ролях Каренина и Кириллова оказался, на мой взгляд, лучшим актером сезона. Помимо этого, имеет смысл отметить Евгения Редько в "Портрете" (РАМТ) и Сергея Сосновского в "Старшем сыне" (Театр п/р О.Табакова), "Времена... Года..." Ивана Поповски (Театр п/р Елены Камбуровой) и "Жизнь удалась" Михаила Угарова в Театре.doc. 2. Можно было бы подобрать множество названий, но все меркнет перед глобальными провалами Министерства культуры РФ в деле Театра имени Вахтангова и Российской академии театрального искусства. Грешащий против театра и тут же кающийся, но не объясняющий своих поступков министр культуры - безусловно, фигура года в этой номинации. 3. Само театральное сообщество, показавшее невиданное доселе единение и единодушие, корпоративный патриотизм и умение самоорганизовываться - трехдневный бунт в ГИТИСе еще долго будет значить что-то очень важное, если не самое важное - для всех нас. 4. Маргинализация театральной жизни. Что можно назвать творческими удачами этого московского сезона? Менее всего - спектакли больших репертуарных театров. И более всего - события на крошечных сценах неглавных театров, спектакли неглавных режиссеров, незнатных трупп. Иностранцы и студенты, фестивали и гастроли делали этот сезон интересным. Большие театры просто стояли на своем месте - это в лучшем случае, в худшем - ввергались в вакханалию беззастенчивого гламура, вроде "Черешневого леса" - фестиваля для парвеню, средоточие дурного вкуса и стиля. Марина ТИМАШЕВА, радио "Свобода" : 1. Сперва простое перечисление, потому что по итогам первого полугодия об этих спектаклях газета "Культура" уже писала: "Троил и Крессида" Вахтанговского театра, "Рассказы Шукшина" в Театре Наций. "Я думаю о вас" - спектакль в рамках фестиваля NЕТ. О спектаклях второй половины сезона - чуть подробнее. "Улисс". "Мастерская Петра Фоменко". Режиссер Евгений Каменькович. Каждому эпизоду романа соответствует своя литературная форма. Каждому эпизоду спектакля - своя театральная. Все актеры хороши. Но главное событие спектакля, не менее важное, чем присутствие Молли в жизни Леопольда Блума, - Полина Кутепова. "Сказка Арденнского леса" Петра Фоменко. Арденнский лес и есть театр - земной рай, изобильный и прекрасный. Иное дело, что театр - рай до поры до времени, пока в него не проникнут зависть и ревность, корыстолюбие, эгоизм, мстительность и мелочность... Поэтому в "Сказке Арденнского леса" - театр младенческой поры, когда герои-актеры юны, когда грешники легко обращаются в праведников, когда еще живут сердцем, когда влюбленность принимают за любовь, когда воображение богато, тело сильно, чувства ярки." В лучших спектаклях Фоменко всегда есть что-то "французское", "шампанское", грациозное, они сами как воздух, или стихи, или музыка. Чувственный реализм. "Портрет". РАМТ. Режиссер Алексей Бородин. Играет Евгений Редько, актер редкого на наших просторах романтического типа. Точно и очень умно ведет своего героя к катастрофе. Текст Гоголя (от современности которого дух захватывает) перенесен на сцену почти без изъятий. С ним в дуэте - музыка Георга Филиппа Телемана, Бенджамина Бриттена, Генри Перселла, Рихарда Штрауса, Алессандро Марчелло и Джона Маклафлина в исполнении ансамбля "Эрмитаж". "Студия театрального искусства" показала сначала "Реку Потудань", а потом "Три года" по Чехову. Под взглядом Женовача светлеют самые мрачные истории. Потому что герои его спектакля проходят через страдания, которые ведут их к терпению и смирению, потому что режиссер учит актеров не судить тех, кого они играют, а понять их и простить. Учит тому, о чем в финале говорит Юленька, - милосердию. (Радостно, что Ольга Калашникова снова на сцене). Театр "Et Cetera" поставил рискованный эксперимент - бродвейский мюзикл "Продюсеры". Конечно, в российской версии "Продюсеров" все не так гладко, как на родине мюзикла: Егор Дружинин (Лео Блум) лучше танцует, чем поет, а Максим Леонидов (Макс Бьялосток) лучше поет, но не силен по пластической части. Но лучше всех оказались актеры самого театра, а именно - Алексей Черных и Наталья Благих. Фестиваль "Золотая Маска". В конкурсе очень заинтересовал спектакль "Ленинградка": важный эксперимент на стыке разных жанров, в том числе - кино и театра кукол. Мощный спектакль Минусинского театра драмы "Черный тополь" из внеконкурсной программы, да и самой сильной программой "Золотой Маски" оказалась тоже одна из внеконкурсных - СНГ и Балтии. Она открылась "Мадригальными операми" Монтеверди в исполнении маленькой литовской труппы "Banchetto musicalе". Еще один хороший спектакль - "Игроки" Гоголя - представлен кукольным театром Таллина, в котором теперь работает замечательный режиссер Евгений Ибрагимов. И - тоже из Эстонии - Театр "Номер 99" со спектаклем "ГЭП". Аббревиатура расшифровывается как "Горячие эстонские парни". Разыгрывается серия скетчей, текст изобилует афоризмами, но проблема - серьезней не придумаешь - выходит далеко за границы Эстонии. "ГЭП" поставлен по текстам, которые сочинили сами актеры. Тот же принцип использован Новым Рижским театром в спектакле "Латышская любовь". Режиссер Алвис Херманис. Текст сочинен участниками спектакля, но стилизован под документальный и разыгрывается этюдным методом. А сейчас в Москве - Международный театральный фестиваль имени Чехова. Каждый спектакль - подарок. "Болилок". Возможно, новый спектакль Филиппа Жанти уступает прежним. Он создан из того же вещества, но эффект уже не так силен. Однако сравнивать Жанти можно только с ним самим: на его территории равных нет. "Невидимый цирк". Все действие состоит из сложных, изобретательных цирковых номеров, раньше такие показывали на площади. В них заняты грустно-улыбчивые клоуны - дочь Чарли Чаплина Виктория и ее муж Жан-Батист Тьере. А вместе с ними - голуби, кролики и чудесно поющие гуси. "Секрет". Цирк "Иси" Весь вечер на арене - Жоан ле Гийерм, инженер и строитель, художник и актер. Жоан ле Гийерм создает хитроумные механизмы из подручных средств. Игры с оживающими предметами более всего напоминают исследовательскую лабораторию. "Туман" канадской компании "Элуаз". Наши новые друзья - труппа бродячих комедиантов, странников, которые колесят по всему земному шару и развлекают людей. Тела их ни к чему не привязаны, а душа всегда там, где отчий кров. "Тангенс". История - о страхах и комплексах, а заняты в ней люди, совершенно бесстрашные и свободные. Реквием по человеку и, в то же время, гимн его возможностям: не только телу, но разуму, которому тело подчиняется. "Жизнь". Компания "Семь пальцев на руке". По форме - американское ревю, по сюжету - европейский арт-хаус , но высказывание - гуманное, немного сентиментальное. 3. Коллективная персона: правление Дома актера, которое спокойно и без ссоры выбрало новое руководство: Владимир Этуш и Александра Эскина. Коллективная персона: студенты РАТИ, которые заступились за своего ректора. Пусть это не помогло Марине Хмельницкой, но те, кто заварил кашу, проиграли. Коллективная персона: большая часть труппы Театра имени Вахтангова, отстоявшая своего руководителя Римаса Туминаса. 4. Новых тенденций не просматривается. КОММЕНТАРИЙ Итак, в нашем опросе приняли участие восемь театральных обозревателей столицы, высказывания которых представляют достаточно четкую картину итогов завершившегося сезона, не лишенную, однако, субъективных штрихов и противоречий. Если год назад, в аналогичном опросе, все сошлись во мнении, что событийный компонент сезона представлен исключительно гастролями и фестивалями, то на этот раз было выявлено немало и столичных спектаклей-лидеров. Безусловный из них - "Рассказы Шукшина" Алвиса Херманиса в Театре Наций. Подобное единодушие критиков в прошлом наблюдалось лишь однажды - по отношению к "Берегу утопии" в РАМТе. Если отдать "Рассказам" Гран-при, то в тройку лидеров (с одинаковым количеством голосов) вошли спектакли "Троил и Крессида" Римаса Туминаса в Театре имени Вахтангова, "Портрет" Алексея Бородина в РАМТе и "Жизнь удалась" Михаила Угарова по пьесе Павла Пряжко в "Театре.doc". Всего же среди событийных было названо порядка 20 московских спектаклей - почти рекордная в наших опросах цифра, что, конечно, явно микширует последующие рассуждения критиков о полном штиле в столичном театральном море. Впрочем, фестивали и гастроли никуда не делись из раздела "Событие". Больше всех голосов набрал Чеховский фестиваль, за ним следуют "Золотая Маска" (сама по себе и со своими гастрольными акциями), "Сезон Станиславского", фестиваль NET и некоторые другие. Явного лидера среди "провалившихся" постановок в этом сезоне не нашлось. И все же опрошенные отнесли сюда достаточно громкие и ожидаемые столичные премьеры: "Пиквикский клуб" Евгения Писарева в МХТ, "Женитьбу Фигаро" Константина Богомолова в "Табакерке" (кстати, Богомолов фигурирует и в разделе "Событие" со спектаклем "Старший сын" в той же "Табакерке"), "Москва. Психо" Андрия Жолдака в "Школе современной пьесы", "Бог резни" Сергея Пускепалиса (аналогичная история, спектакль единожды упоминается и среди "событий") и "Сон Гафта, пересказанный Виктюком" в "Современнике". Но неудачные спектакли - всего лишь закономерность любого сезона. А вот закрытие журнала "Театр" и фестиваля "Новая драма" - "провалы" куда более ощутимые. Соответственно, и персоны были названы предсказуемые, хотя, безусловно, заслуженные. Это режиссеры Алвис Херманис и Римас Туминас, актер и руководитель Театра Наций Евгений Миронов, директор Чеховского фестиваля Валерий Шадрин, драматург Павел Пряжко. Но вот что любопытно. На сей раз опрошенные неоднократно упоминали и так называемые "коллективные персоны" (например, коллектив и студенчество РАТИ - ГИТИСа, труппу Вахтанговского театра, работников Дома актера), которые явно помогли событиям войти в нужное русло. А отсюда вывод: наше театральное сообщество постепенно преодолевает равнодушие и "пофигизм", что, конечно, весьма оптимистично. В обозначении тенденций опрошенные не открыли америк. Большинство из них существует в подобном качестве уже не один год: отсутствие новый идей и режиссерских имен, коммерциализация и маргинализация театрального процесса, размытость критериев, крайняя "низость" так называемого "среднего уровня" постановок, обилие "недееспособных" театров. Другое дело, что верно подмечено: академические и просто крупные столичные театры со стажем явно сдают свои позиции, не в силах конкурировать с коллективами молодыми или "авторскими". Исключение на сей раз составляют разве что Вахтанговский и Малый ("Дети солнца" Адольфа Шапиро) театры и РАМТ. Основными же поставщиками событий в этом сезоне стали "Театр.doc", Театр Наций, "Et Сetera", "Студия театрального искусства" Сергея Женовача, "Мастерская Петра Фоменко" и ряд других коллективов. Кстати, в тенденциях должно бы лидировать страшное слово "кризис", но оно парадоксальным образом лишь несколько раз упомянуто в достаточно спокойном контексте. То ли до театра он еще не добрался, то и впрямь "не в деньгах счастье". И если урезание бюджета сократит количество "никаких" спектаклей, то, может, это и к лучшему? Так что "апокалиптических" прогнозов (что случались в наших прежних опросах) на сей раз не наблюдается. Наоборот, некоторые тенденции, вроде упомянутой активизации театрального сообщества или более качественные и профессиональные сценические воплощения современной драматургии, да и просто значительное количество "событийных" спектаклей и акций, способны дарить оптимистические надежды на будущее.