Подписка на новости
Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Александр Калягин: "Больше медлить нельзя. Мы можем потерять отечественную культуру".

Виктор Борзенко
журнал "Театрал" , 25.09.2017
АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН: «БОЛЬШЕ МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ. МЫ МОЖЕМ ПОТЕРЯТЬ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ»
В ЧЕЛЯБИНСКЕ ОТКРЫЛСЯ УРАЛЬСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФОРУМ


В понедельник, 25 сентября, председатель СТД Александр Калягин, открывая Уральский театральный форум, рассказал о том, что тревожит его сегодня больше всего. Речь идет, разумеется, об инициативе Минфина внедрить в сфере культуры Закон о социальном заказе (подробнее см.: «Кто спасёт театр от заказа?»).

– Нам предлагают очередной законопроект, который, если будет принят, создаст и вовсе невыносимые условия для жизни, – сказал Александр Александрович. – Министерство финансирования предложило проект федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Попытаюсь в нескольких словах рассказать суть этого законопроекта и назвать причины, по которым мы считаем этот закон губительным для театра.  

Что предлагается? Оказывать государственные и муниципальные услуги на конкурсной основе. И для этого органы власти формируют государственный (муниципальный) социальный заказ. Объем этого заказа определяется потребностями граждан и наличием средств в бюджете. Все очень просто. Предположим, экономические реформаторы решат, что потребности в театре у каждого гражданина нашей страны – это два или три спектакля в год. На это есть деньги в бюджете и все – социальный заказ легко просчитан.


Но это только начало, дальше вообще начинается фантасмагория.  Сформировав социальный заказ, наши великие реформаторы объявляют конкурс, в результате которого отбираются исполнители этого заказа, и это может быть кто угодно. Видимо, критерий в отборе будет один – кто меньше попросит денег, а художественный уровень предлагаемых услуг, вряд ли кого-то будет волновать. Я не буду долго вам рассказывать про все нелепости, которые нам предлагаются, лучше меня прокомментируют этот   закон мои коллеги, сегодня здесь с нами Валентина Юрьевна Музычук, генеральный директор Большого театра Владимир Георгиевич Урин, Директор Вахтанговского театра Кирилл Игоревич Крок, завтра будет круглый стол, модератором которого является Михаил Ефимович Швыдкой. То есть мы еще обсудим этот законопроект.

Единственное, что хочу сказать. У меня нет сомнений: конечной целью идеологов бюджетной и административной реформы является ликвидация бюджетных и автономных учреждений как основы бюджетной сети.

Кажется, что такой столь изощренный метод уничтожения не только культуры, но и образования, медицины, а значит и всей страны, могут придумать только наши внешние враги, но нет, это сочинили наши соотечественники.

Я бесконечно говорю о том, что нельзя потребность в приобщении к культуре, как потребность в образовании, научной деятельности нельзя называть услугой. Это и является главным пунктом непримиримых разногласий культуры и финансово-экономического блока.

Культура – не сфера услуг. Более того, культура – не часть «социальной сферы».

Мы считаем следующее:
1. Необходимо полностью исключить культуру из текста законопроекта.

2. Параллельно приступить к разработке нового законодательства о культуре, которое должно ввести в гражданское законодательство особый организационно-правовой статус для государственных и муниципальных организаций культуры.

Несколько лет назад я написал статью «Воспитание чувств», в которой подзаголовком была следующая фраза: «Государству нужна культурная политика». «Я уже говорил и продолжаю настаивать: необходимо разрабатывать государственную политику в области культуры и искусства», – это тоже фраза из той статьи, а она была написана почти десять лет назад. И сегодня мы вновь вынуждены констатировать: единая культурная политика сегодня не осуществляется.

Повторю: необходимо новое законодательство о культуре, которое должно стать главным этапом реализации Основ государственной культурной политики, создать условия для реализации в стране единой культурной политики. Государственная политика в области культуры заменена государственной поддержкой культуры, что далеко не одно и то же


Новое законодательство о культуре должно зафиксировать в гражданском законодательстве следующее:

- статус культуры и всей гуманитарной сферы, как самостоятельного направления внутренней политики;

- особый организационно-правовой статус организаций культуры и искусства, не связанный с оказанием услуг;

- специфические для каждого вида культурной деятельности формы государственной поддержки;

- гибкую систему государственного контроля и надзора в сфере культуры.

Больше медлить нельзя, это насущное требование времени. Мы можем потерять отечественную культуру, и это уже не просто досужие разговоры, это реальное положение дел.


Уральский театральный форум будет проходить до 29 сентября. В его программе не только круглые столы, но и мастер-классы по всевозможным видам театрального искусства (в общей сложности их будет 12), включая открытые уроки итальянских актеров по комедии дель арте.

Кстати, поскольку форум должен непременно учитывать особенности принимающего региона (каждый год его география меняется), то отдельно Александр Калягин остановился на разговоре об Урале.


– Здесь работает 65 театров, – сказал он. – Театры вовлечены в театральную жизнь России, участвуют в фестивалях, получают награды, в том числе, здесь много лауреатов главной  премии России «Золотая Маска». Это все хорошо.
Но что плохо. Очень мало театров для детей. В Ямало-Ненецком округе нет вообще, в Курганской области всего лишь один. В каждом субъекте округа существует региональная программа поддержки и развития культуры (в т.ч. театрального дела). Но при этом нигде не выполнены в полной мере Указы Президента РФ. Соотношение среднемесячной заработной платы работников театров к среднемесячной заработной плате нигде не доведено до 100 %.

В Курганской области – 64,6, в Свердловской – 81,7 ( это самый высокий показатель, но все равно не 100%), Челябинская область – 60,3, Тюменская – 69,5, Ханта-Мансийский округ – 69,8, Ямало-Ненецкий округ –66,4.

К сожалению, почти везде плохое материальное состояние театров.  Даже в относительно благополучных регионах расходы на финансирование театров покрывают лишь затраты на коммунальные расходы и оплату труда, и лишь в ограниченной степени предполагают вложения в строительство, реконструкцию и материально- техническое оснащение учреждений культуры.
Неплохо в этом отношении обстоят дела, пожалуй, только в Тюменской области. Так, Тюменский драматический театр работает в новом здании. Завершена реконструкция Тобольского драматического театра.

В Свердловской области не так давно завершены реконструкции Нижнетагильского драматического театра им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, а также Театра юного зрителя в Екатеринбурге.

Однако это буквально единичные примеры. В основном, все театры нуждаются в ремонте или реконструкции, так как работают в старых или даже приспособленных под театры  зданиях.

В настоящее время театрам не выделяются бюджетные средства на постановку новый спектаклей. Бюджетное финансирование предполагает только покрытие расходов на оплату коммунальных услуг и заработную плату (и то частично). А как  ставить спектакли, на какие деньги? Никто про это не думает. Нужно выпускать премьеры, и не одну, две, а несколько, особенно в небольших городах, а за счет чего? Повысить цены на билеты? Но, понятно, что этого категорически нельзя делать.

И это ситуация повсеместная, а не только в Уральском регионе. Я все время думаю, кто может эту ситуацию изменить? Ответа не знаю, Признаюсь, прихожу к печальному выводу: никто. Пока культура финансируется по остаточному принципу, пока не определен статус культуры, ничего не изменится. Мы будем так и жить в зоне постоянного риска.