Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Связь времен

Яков Шаус
«Вести» , 31.05.2012
Постановка всем известных классических пьес – труднейшее испытание для любого режиссера, особенно в Израиле, где театральные школы не учат пониманию литературы, а театры предпочитают комедии и мелодрамы... Камерный театр В Израиле не забывают Шолом-Алейхема. Но театры подыскивают самые популярные его произведения. «Езду в незнаемое» предпочла драматург и режиссер Эдна Мазья, выбравшая вместе с Иехезкелем Лазаровым «Стемпеню». Это история о местечковом клейзмере, к которому, бросая вызов традициям, уходит от мужа красавица Рохеле. Волнующий сюжет, но... «Стемпеню» - первый роман Шолом-Алейхема, еще не овладевшего всеми секретами композиции и психологического портрета. Проблемы начались с инсценировки Эдны Мазьи. Ее пьесы умело сконструированы, но не отличаются глубоким психологизмом. Не привнесла она его и в «Стемпеню». Играющий главную роль Лазаров сильней в хореографии, чем в драматических нюансах. Зрителю непонятно, почему простой клейзмер испытывает сложные творческие муки, и чем отличается его страсть к Рохеле от предыдущих бесконечных романов. Туманны мотивы поведения Рохеле. У актрисы Роны-Ли Шимон эффектная внешность, но характер героини остается загадкой. Единственный живой персонаж – жена Стемпеню в великолепном исполнении Эдны Блилиус. Зритель получает картинки старинного еврейского быта, но не драму, способную сегодня вызвать сопереживание. Приятно вспомнить, насколько глубже постигли Шолом-Алейхема и интересней его ставили наши «русские» режиссеры Михаил Теплицкий («Главное забыл!») и Олег Родовильский («Заколдованный портной»). Беэр-Шевский театрУ этого театра редкая любовь к Ибсену. Большой удачей стал спектакль «Предатель» («Враг народа»). Режиссер Кфир Азулай предпочел названию «Кукольный дом» - «Нора», подчеркивая, что его интересует не «среда», а человек. Драма женщины, заключающей с богатым мужчиной союз, который обязывает ее подчиняться его прихотям и не проявлять самостоятельности, - это коллизия, сохранившаяся и в двадцать первом веке. Режиссер отказывается от любимых старыми драматургами второстепенных персонажей – няньки, кормилицы, посыльного. Обнажается главный драматический конфликт. Сценография Эрана Ацмона передает искусственность, герметичность существования Норы: действие разворачивается на возвышающейся над сценой площадке. Резко сменяющие друг друга эпизоды, будоражащая музыка Иосифа Барданашвили, светлое платье Норы, контрастирующее с черными костюмами остальных персонажей (тонкая работа Юдит Аарон), - все это усиливает драматическое напряжение и предвещает роковую развязку. Очень точно, естественно играет весь актерский ансамбль – Авиталь Пастернак (Нора), Амир Криеф (Хельмер), Михаль Вайнберг (фру Линне), Владимир Фридман (доктор Ранк), Зоар Штраус (Крогстад). Но своим воздействием спектакль обязан прежде всего ярким работам Пастернак и Криефа, демонстрирующих богатую палитру выразительных средств. Молодой режиссер проявляет творческую смелость и прекрасный вкус. Он опасно балансирует над пошлостью, внеся в спектакль эротику, местами очень откровенную. Но именно это позволяет со всей экспрессией показать драму Норы, которая для мужа – не просто кукла, а сексуальная игрушка, что в пуританские времена Ибсена только угадывалось. Благодарная реакция зала показывает, что режиссеру удалось «замкнуть связь времен». Фестиваль «Гешер» В рамках традиционного фестиваля «Гешера» на его сцене сыграл шекспировскую «Бурю» московский театр «Et Cetera». Поставил спектакль великий Роберт Стуруа, оформил замечательный художник Георгий Алекси-Месхишвили, музыку написал гениальный Гия Канчелия, в главной роли – выдающийся русский актер Александр Калягин. «Буря» - итоговая пьеса Шекспира, сложная, философская, очень трудная для постановки. Стуруа отказывается от некоторых персонажей, упрощает перегруженную фабулу – спектакль обретает стройную архитектуру, подчиненную режиссерской концепции. Просперо - не просто обиженный врагами волшебник, стремящийся к мести. В исполнении Калягина это постаревший Гамлет. Принц датский уже в первом акте знает, кто убил его отца, но весь спектакль тянет с возмездием не из нерешительности – он должен понять, изменит ли что-то в жестоком мире удар шпаги. Просперо понимает, что ответив злом на зло, умножит количество зла в мире. Таинственные пробирки на столе чародея наполнены... прозрачной водой. Зачем алхимия и колдовство, когда его мудрость проста: быть человеком трудней, чем зверем. Поэтому он мучает дикого Калибана (Владимир Скворцов), для которого невыносим груз человеческих понятий. Поэтому он не позволяет дочери Миранде (Ольга Котельникова) отдаться страсти к Фердинанду (Сергей Давыдов) и возводит на пути влюбленных препятствия – «чтоб легкостью любовь не оскорбить». Владея высшим Знанием, Просперо подвержен человеческим страстям. Прощение волшебником коварных злодеев – не традиционный финал трагикомедии, а итог мучительной внутренней борьбы. Потрясающая игра Калягина убеждает в безальтернативности доброты. Бесмысленно описывать виртуозную технику и впечатляющее оформление спектакля. Хочется только выразить восхищение мастерством великолепной труппы, которая одинакова глубоко вникает и в классику, и в современную драматургию.