Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Et Cetera

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Веселые, крикливые, со словами Володина на устах

Григорий Заславский
«Независимая газета» , 02.06.2014

Нынешний театральный сезон проходит, можно сказать, «под звездой» Александра Володина. В двух московских театрах выпустили спектакли по его пьесе «С любимыми не расставайтесь», в нескольких российских театрах вышли новые «Пять вечеров», того гляди вспомнят о нем и в кино и запустят римейк «Осеннего марафона». А пока в театре Et Cetera режиссер и актер Владимир Скворцов выпустил премьеру «Старшей сестры».

Те, кто помнит спектакль Большого драматического театра, где роль старшей сестры Нади сыграла Татьяна Доронина, в премьерном зале театра Et Cetera если и были, то – считанные единицы. А вот фильм Георгия Натансона с Дорониной в главной роли, с ее известным придыханием, с ее неповторимой манерой, читающей монолог Белинского «Любите ли вы театр так, как люблю его я», помнят и сегодня многие. Отрешиться трудно. Нужна, пожалуй, отчаянная режиссерская смелость, чтобы вступить в спор с этой уже «эталонной версией». И – актерская, конечно. Скворцов в этом спектакле не только и не просто режиссер, он также – автор сценической версии и соавтор музыкального оформления. У Володина «Моя старшая сестра» – история семейная, камерная, можно сказать, Скворцов (и художник спектакля Мария Рыбасова)разворачивает историю во двор и шире – в жизнь, в мир, стараясь держаться указанных автором обстоятельств времени. Чтобы не оторваться от времени, вспектакле даже несколько раз возникает на экране «старинный» киножурнал «Новости дня» – сперва 1962-го, а во втором действии – 1972 года, где среди политических героев тех дней и лет, среди отчетов о сборах урожая появляются в кадре и персонажи володинской пьесы, сперва – строители, потом – актеры. Жизнь идет!

Спектакль начинается с выхода Марии Скосыревой, которая играет старшую сестру Надю. А она начинает с монолога Белинского, а когда останавливается, добрые зрители подсказывают ей. Так налаживаются добрые, почти семейные отношения. Скосырева с заявленной выше «несопоставимостью» справляется, надо сказать, легко. Она – свободна от сравнений. Другая. Проще. Естественнее. Понятнее. Хотя – как и, вероятно, в спектакле БДТ, и уж точно – как в фильме, она – другая и по отношению ко всем остальным героям. Остальные часто кричат, ее речь – естественней, лишена надрывных нот.

У того же Натансона был фильм «Шумный день», снятый,правда, не по Володину, а по Виктору Розову. Те герои Розова – прямолинейнее,можно даже сказать – проще, володинские – как будто сделали еще один шаг в сторону от войны, где все было понятнее – кто свой, а кто враг. Дядя, Ухов (Иван Косичкин) – фронтовик, хромает (на премьере, особенно в первом действии, – путаясь, то на одну, то на другую ногу, то сильнее, то легче), но девочки, сестры, выросшие в детском доме, уже постигают сложность мирной жизни… Спектакль театра Et Cetera можно было бы назвать «Шумные дни», так часто его герои кричат и шумят, активно и как-то прямолинейно жестикулируя в подтверждение сказанных слов. Так что не раз останавливаешься, наблюдая за происходящим на сцене: неужели «они» вправду были такими, и простодушие их оборачивалось такой вот крикливостью и выражалось прямым, открытым звуком? Правильно ли играть их такими? – вопрос, наверное, бессмысленный, даже глупый, поскольку подразумевает некую правильность, наличие в пьесе вопросов, имеющих однозначный правильный ответ. Но крик и спрямление характеров, очевидно, не устраивают этих володинских героев, они и в интонациях и в поступках – разнообразнее, позволяют сыграть их сложней, интереснее. И когда Татьяна Владимирова выходит в роли члена парткома и с узнаваемо пугающей интонацией подступает с вопросом: «Фамилия?» – зал на этот театральный фокус реагирует мгновенно, тут же отзывается смехом и аплодисментами. В других случаях какие-то живые эмоции закрываются или, можно сказать, – съедаются криком, в котором слышны не искренние интонации 60-х или ранних 70-х, а сегодняшние – так кричат любители в бесконечных телевизионных «Уральских пельменях».

Спектаклю не хочется отказывать в том хорошем, что есть в нем, чем он богат. Работа режиссера, его поиски не ограничиваются одними только внешними фантазиями: та же Владимирова появляется сперва в роли члена райкома – и тогда ее внешность напоминает известные нам фотографические изображения министра культуры Екатерины Фурцевой, а когда она позже выходит в роли местно чтимой Колдуньи, то очень похожа на молодую актрису Юлию Борисову (даром что художник по гриму в Et Cetera– мастер, гений своего дела Николай Максимов!). И Скосырева – интересна, местами трогательная. Живая. Прекрасен ее диалог с Колдуньей, которая хочет похвалить ее игру и хвалит ее красное платье, а Надя грустно признается, что выходит на сцену в сиреневом…

А еще в спектакле, на сцене – много настоящих вещей, сумочек, проигрыватель, пластинки, старые игрушечные Дед Мороз и Снегурочка стоят на старом буфете, и интонации многих других героев не выдерживают этой подлинности по соседству – невозможно, во всяком случае сразу труднее играть, оказывается, не только когда на сцену выходит кошка. Трудно играть на фоне изнанки старой афиши фильма «Анна Каренина» с открытым, распахнутым лицом только что ушедшей из жизни Татьяны Самойловой.


© 2007-2018, Театр Et Cetera

E-mail: theatre@et-cetera.ru

Адрес: 101000, Москва, Фролов пер., 2
Проезд: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»

Схема проезда
Справки и заказ билетов
по телефонам:

+7 (495) 781-781-1
+7 (495) 625-21-61