Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

15.04.2005 Deadly Sins John Freedman , "The Moscow News" 07.04.2005 Торжество невысшего суда Валерий Золотухин , "Полит.ру" 07.04.2005 Сухово без Кобылина Ольга Галахова , "Независимая газета" 07.04.2005 Тени забитых предков Наталия Каминская , "Культура" 06.04.2005 У Калягина уморили Тарелкина Полина Ерофеева , "Собеседник" 04.04.2005 Мцырь в полосочку Ольга Фукс , "Вечерняя Москва" 04.04.2005 Еt cetera в полосочку Алена Карась , "Российская газета" 04.04.2005 Смерть в полосочку Ольга Егошина , "Новые Известия" 04.04.2005 У него люди в полосочку Марина Давыдова , "Известия" 04.04.2005 Вся Россия — наш ад Глеб Ситковский , "Газета (Gzt.Ru)" 04.04.2005 У вас спина полосатая Олег Зинцов , "Ведомости" 04.04.2005 Русь полицейская Александр Соколянский , "Время новостей" 02.04.2005 Полосатый фарс Роман Должанский , "Коммерсантъ" 01.04.2005 Главное событие сезона — смерть Алла Верди , "Газета.ru" 01.04.2005 Кто твои сообщники? Дина Годер , "Газета.ru" 22.03.2005 Смерть Тарелкина Екатерина Рябова , "Афиша" 01.01.2005 О некоторых загадках… Ольга Нетупская , "Планета Красота"
Пресса

Мцырь в полосочку

Ольга Фукс
"Вечерняя Москва" , 04.04.2005
Оскарас Коршуновас — литовский режиссер тридцати с небольшим лет — театральной режиссуре, в отличие от своих знаменитых коллег-соотечественников, учился в Литве, а не в России. Завоевывать Москву он начал со спектакля «Огнеликий» (история подростка, спалившего собственную семью), а закончил (на сегодняшний день) премьерой «Смерти Тарелкина» по пьесе Александра Сухово-Кобылина в театре “Et cetera”, да сразу с Александром Калягиным — культовым актером и главой Союза театральных деятелей России — в роли генерала Варравина.Кандид Тарелкин в исполнении Владимира Скворцова, ровесника Коршуноваса, годится генералу в сыновья. Он плоть от плоти этой породы чиновников-бандитов, «вурдалаковупырей», только масштабом пониже да кровью пожиже (хоть и наделен воображением побогаче), чем генерал Варравин, потому и оказывается проигравшим в фантасмагории Сухово-Кобылина о мнимой смерти растратчика, желающего избежать наказания. Художница Юрате Паулекайте покрасила сцену в черно-белую полосочку: шаг влево — и ты весь на свету, шаг вправо — растворился в тени, накинул полосатый халатик — и «оборотился в стену» (что и звучит в показаниях следствию «колоссальной бабы» Брандахлыстовой и дворника Потапова: от первой наш герой оборачивался в стену на постели, от второго — как «иное дело случится»). Дабы подбавить зрелищу фантасмагории, режиссеру понадобилось два актера на роли Тени Расплюева и Тени Тарелкина. По тексту куклу «мертвого» Тарелкина набивают тухлой рыбой, а в театре теней Оскараса Коршуноваса — еще и крокодилами, крабами, лягушками и морскими коньками. По тексту и.о. квартального надзирателя Расплюев страшно объедается на «поминках» Тарелкина — на теневой картинке Тень Расплюева долго запихивает в собственную утробу свиней, гусей, сыры и бутыли. Все это, конечно, очень изобретательно, но густой атмосферы наваждения, которой дышит зловещая «шутка-комедия» Сухово-Кобылина, заменить не может.Вообще театр “Et cetera” выходит в лидеры по количеству видеопроекций на единицу театрального времени. Запрещая в свое время пьесу, цензор изобрел формулировку «чувство содрогания», которое, мол, нельзя возбудить в публике.«Чувство содрогания» громкая, ясная, внятная (это ощущение усиливает еще и дискотечно-назойливая музыка Гинтараса Содейки) «Смерть Тарелкина» отнюдь не вызывает. Иногда вызывает смех, иногда что-то похожее на сочувствие, особенно когда дорвавшиеся до небывалых полномочий пешки-полицейские Антиох Ох (Виктор Вержбицкий) да Иван Расплюев (Петр Смидович) потрошат благополучного и самоуверенного купца Попугайчикова (Алексей Осипов). Да будь ты хоть олигарх, но если полицейское чрево взалкало!..Разумеется, центром спектакля является Александр Калягин. Его генерал Варравин — несуетный могучий гигант бандитской власти брезгливо повелевает своими «шестерками»-подчиненными, на чьих примитивно-подлых душонках так легко играть. Да и пройдоху Тарелкина, не лишенного фантазии, он раскусывает еще быстрее, чем автор прописал. И лишь досадует, что этакий прохвост заставил его поволноваться и втянул-таки в свою игру.Переодев генерала Варравина, как и положено по пьесе, якобы в капитана Полутатаринова, художница по костюмам Сандра Страукайте позволила себе порезвиться всласть, нацепив на генерала российского театра здоровенную зеленую бородищу и гипертрофированную папаху горца. Калягин игру принимает и жирными масляными красками рисует упыря-главнокомандующего, которому совершенно не обязательно сдерживать свою ярость. А режиссер отказывает калягинскому герою даже в последнем жесте милосердия — стакане воды, который Варравин протягивает уничтоженному Тарелкину.В спектакле Оскараса Коршуноваса Варравин хладнокровно выливает воду Тарелкину на затылок. Тарелкин после такого «крещения» высвобождается из своих пут и выходит в мир упырем, впитав в себя все качества мастеров этого дела старой закалки.