Подписка на новости
Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

«Безумства с нами творились постоянно»

Александр Баркар
«TimeOut» , 20.05.2013
Рузанна Мовсесян поставила испанскую комедию XVII века, которая позволила актерам театра EtCetera посмеяться над собой.— Что васпривлекло в «Валенсианскихбезумцах» Лопе де Веги?— Я удивилась очень странному для Лопе сюжету, нетипичным для испанскоготеатра того времени обстоятельствам: мнимое сумасшествие героев, розыгрыши,обман — все запутывается, и сами персонажи перестают понимать, что они —нормальные. Такая своеобразная матрешка сумасшествия. Мне говорили, что этапьеса обладает чуть ли не проклятием —ставят-то ее на самом деле очень редко.— И «проклятие» не остановило?— Конечно, я с юмором отношусь ко всевозможным «проклятиям»,но определенные безумства с нами творились постоянно. Мы пошлина большой риск, изменив сюжет. Текст пьесы не переписан,а только сильно сокращен, отчего действия и мотивы героев изменились.Насколько оправданны такие фокусы с классикой — вопрос для меня открыт.Но идея, возникшая на репетициях, показалась настолько увлекательной,что мы решили рискнуть. Так что нам очень интересно будет мнение людей —пусть их окажется и совсем мало, — которые пьесу читали.— Ваш «сумасшедший дом» будет староиспанским?— Сценография и костюмы, конечно, совершенно не исторические.Со мной уже не в первый раз работал замечательный художникДмитрий Разумов. Созданное им пространство — полная фантастикаи безумие, смело и даже с хорошей наглостью придуманное. Ведьвсе, что происходит в пьесе, — плод воображения главного героя. Этот сонпроносится в его сознании в момент очень сильного испуга, стрессапосле убийства принца крови. Вот так мы увидели эту историю. И хотямы немножко иронизируем над жанром «плаща и шпаги», однаков спектакле все равно угадывается испанская тема: черно-бело-красноерешение и очень красивые вставки, когда на сцене возникают светящиесякартины в жанре испанской живописи, что-то из Хуана Миро.В этом сумасшедшем доме позволено все, нет никаких ограничений.— Какого зрителя вы ждете на вашем спектакле?— Под влиянием какого-то безумства, которое нас всех вело, спектакльполучился для подростков. Он молодой, сумасшедший, подобный пародиина «ужастики» и даже на компьютерные игры, как мне иногдакажется. Но, несомненно, это не значит, что смотреть спектакль могуттолько молодые. Он сказочный немножко, а сказка, тем более такаясумасшедшая, может быть интересна людям любого возраста.— Вам мало сумасшествия в жизни?— Сумасшествие сумасшествию — рознь. Есть сумасшествие Достоевского, Кафки. Тяжелое, мрачное,болезненное. Сумасшествие сегодняшнего мира имеет именно такой вкус. То, чтомир в принципе сумасшедший, — это не обсуждается, я думаю.Но есть на свете другой автор — Лопе де Вега.И у Лопе — другой вкус сумасшествия. В этом принципиальноеотличие его театра и его драматургии. Это счастливый театр, радостный.Уникальный в своем роде. Если сходить с ума по Лопеде Веге, то даже безумиестановится счастьем и невероятно радостной игрой. Может быть, нашеспасение как раз в том, чтобы попробовать сходить с умане по Достоевскому, а по Лопе. Использовать игру как способотбросить от себя всю черноту и тяжесть, вырваться из кошмара,который нас преследует в реальности.