01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Алексей Кортнев: «Люди все равно будут слушать приличную музыку»
Елена Мухаметшина
Русский Newsweek ,
16.03.2009
После почти трехлетнего перерыва на столичных сценах пошли новые музыкальные спектакли. Осенью «Московская оперетта» представила дорогостоящую постановку «Монте-Кристо», МДМ – бродвейский мюзикл «Красавица и Чудовище» с Филиппом Киркоровым в главной роли сейчас. В конце марта молодежный центр «Арт-Вояж» впервые покажет австрийскую «Ребекку» – в сопровождении симфонического оркестра. В апреле в Москве премьера культового мюзикла Мела Брукса «Продюсеры» в театре Et Cetera. Почему все эти годы мюзиклам в России было так трудно, корреспонденту Newsweek Елене Мухаметшиной рассказал музыкант Алексей Кортнев, который перевел на русский язык почти все мюзиклы – от «Иствикских ведьм» и «Кошек» до «Mamma Мia!» и «Продюсеров». Почему мюзиклы в России не идут долго, как на Западе? Театр может существовать всего двумя способами: или театр идет к человеку, или человек идет к театру. В Москве нет туристов, а те, что есть, приезжают из Бишкека - им глубоко наплевать на музыкальный театр, как и на любой другой. Поэтому театр должен каждый вечер показывать новый спектакль для одних и тех же людей. И каждый месяц премьера. Тогда ограниченный контингент зрительских войск каждый месяц будет покупать билеты. Не то в проходном городе - Лондоне или Нью-Йорке. Там билеты раскуплены туристами на месяцы вперед - по телефону, через интернет. Коренного англичанина в лондонском театре если и встретишь, то в Королевской опере. С мюзиклом все было бы зашибись, если бы их можно было разбирать-собирать за два дня, как репертуарные спектакли. Тогда они шли бы годами три-четыре раза в месяц. Попробуйте разберите Cats - там надо было неделю монтировать декорации. А зрителя из провинции не заманишь в Москве на спектакль? Просто нет денег на поездку в Москву, негде жить. Где их селить - в «Арарат Хаятт», что ли? Нет туризма, причем именно русскоязычного. А у немцев, англичан, американцев этого добра хватает на родине. Они идут в Bolshoi и больше никуда. Во МХАТ уже ни-ни. Поэтому наш путь - путь экономического подъема страны. Другого варианта нет. (Смеется.) Дорогое искусство продается только богатым людям, а музыкальный театр - дорогое искусство, от этого никуда не денешься. Даже в относительно небольшом по размерам театре Et Cetera будет живой оркестр, которому надо платить деньги. А говорят, российскому зрителю ближе оперетта? Разница только в терминологии. Мюзикл - это и есть оперетта. В Советском Союзе оперетта была чрезвычайно популярна, как до этого - водевиль. «Фиалка Монмартра», «Сильва», «Марица» - вся страна пела с удовольствием. Мюзикл от оперетты не отличается ничем. На современном этапе оперетта должна выглядеть как мюзикл: с трюками, машинерией, спецэффектами. В американских фильмах 40-х годов все было на ниточках, и мы видели, как бедного Кинг-Конга дергают за лапы. А сейчас - не видим. Точно такую же эволюцию прошел музыкальный театр. Но музыкальный спектакль так и остался легким жанром? Ну да, хотя у нас же шел «Собор Парижской Богоматери» или «Ромео и Джульетта» - эти работы явно претендовали на серьезность и трагичность сюжета. Но тем не менее в мюзикле все проще, приземленнее, веселее, потому что помимо драмы появляются танец и пение. Зрителю хочется развлечений? Трудно сказать. Мне кажется, что по музыкальному театру зрители соскучились. У нас же глубоко музыкальная нация. И никакими усилиями группы «Фабрика» это невозможно изменить. Все равно люди будут слушать приличную музыку - ну, разной степени приличности. Яркий пример: «Красавица и Чудовище» идет сейчас с аншлагами. Произошел переход от количества зрителей к их качеству. Это третья постановка на той же сцене с тем же менеджментом и с той же системой продаж билетов. В результате «Красавица и Чудовище» идет лучше, чем более известная «Mamma Мia!». Есть ощущение, что народ распробовал прелесть пребывания в музыкальном театре: пьют шампанское, закусывают шоколадкой, смотрят мюзикл - и все им очень нравится. Вы занимаетесь и кино, и театром, и музыкой. Зачем вам понадобился еще и мюзикл? Потому что он позволяет заниматься всем этим одновременно! Я его люблю больше всего на свете - он очень полный, и он прекрасен для трагикомических каких-то эффектов. А трагикомедия, на мой взгляд, самое лучшее, что есть в мире. Прекрасно сказал Григорий Горин: «Улыбайтесь, господа, ведь самые большие глупости на Земле делаются с серьезным выражением лица». А над каким мюзиклом вам больше всего понравилось работать? Над Cats, конечно, потому что там великие стихи великого Томаса Стернза Элиота. И мне очень понравились «Продюсеры». Я фильмы Мела Брукса смотрел, хохотал. Очень хотел все это перепеть на русском языке. Подписал договор, и тут же вдохновение хлынуло широким потоком. Очень хотел бы еще перевести «Кабаре». На него уже есть предложение, но пока нет денег. А нет денег - нет вдохновения. Недавно вышел фильм «Первая любовь», к которому вы написали сценарий. Это ведь по образцу западного мюзикла. Способна ли российская индустрия развлечений производить что-то свое? Она может производить свое, и в этом фильме, мне кажется, сделан очень правильный шаг. Это не просто калька. Это некая американская схема построения сюжета, которая приложена к российской действительности. Сейчас нам надо снимать по лекалу, а уже потом делать свое. Так будет правильнее. Вы уверены, что получится? Посмотрим. Но если потом не смогут делать свое, значит, своего делать и не надо. Это как с автомобилестроением. Лучше делать по лекалу Renault и Chevrolet. Они ездят лучше.