Подписка на новости
Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Театральный гид

Ольга Галахова
РИА Новости , 07.08.2009
Надо признаться, что в репертуаре московских театров особо ощутим дефицит качественных зрелищ, нехватка тех спектаклей, что направлены на развлечение публики. Конечно, у театра как искусства есть и более высокое предназначение, — просвещать, учить, формировать гражданские и гуманистические идеалы, но есть и другая задача, которую почему-то в России предпочитали стыдливо замалчивать, — развлекать, увеселять. Зритель приходит в театр еще и за удовольствием, а не только за тем, чтобы стать послушным учеником, внимающим истины гуру. Между тем сегодня в театральной среде почти и не осталось тех, кто имеет право учить народ, а тенденция граждански мыслящего театра не может существовать вне личности, определяющей эту самую тенденцию. Развлекать же публику мы и вовсе не привыкли — мы свыклись учить, проповедовать, высокомерно рассуждая о том, что для people сгодятся пьесы английского драматурга Рея Куни, ошибочно записав его во второй сорт. А эта драматургия, между тем, весьма успешно восполняет пробелы отечественной современной комедии. Посмотрите на афиши как столичных, так и провинциальных российских театров, и у многих вы непременно обнаружите комедии этого британского автора, собирающие аншлаги. Только вот играть такую виртуозную комедию положений не каждый может. Так уже разучились или еще не научились? Несмотря на повальное увлечение лабораториями, читками, working progress, которые проходят во многих российских театрах и на фестивалях, мне еще ни разу не доводилось стать свидетелем лаборатории по актерской технике в жанре комедии. Обратим внимание и на то, что в России нет пока ни одного фестиваля комедии, притом, что каждый театр отчаянно ищет эту самую комедию. Знаю, что в Кузбассе сейчас Областной драматический театр предпринимает попытку стартовать фестивалем «Комедия с угольком». Слышала, как восклицает руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт, лишившийся, как и все театральное сообщество, Григория Горина: «Куда подевались эти авторы?». Замечаю, как Театр Эстрады, которому сам бог велел ответить на потребность времени, чаще сдает помещения гастролерам, и значительно реже радует собственным продуктом. Не дефицитом ли этих самых зрелищ объясняется гордо разрекламированная акция по продлению гастролей китайского цирка, идущих на площадке того самого Театра Эстрады? «Куда пойти вечером, чтобы отдохнуть?», «Ко мне приехали родственники, простые люди, посоветуйте, какой спектакль посмотреть. Не к Фоменко, понимаете?», — этот вопрос мне доводится слышать постоянно от знакомых — врачей, юристов, парикмахеров и даже литературных критиков, не говоря уже о провинциальной родне. И, как известно, на простые вопросы весьма сложно дать простые ответы. В театрах уже не прокатывает убеждение, которое с таким натиском демонстрирует отечественное телесериальное телевидение, что этот самый people все схавает. В театр люди идут, в частности, еще и за тем, чтобы отдохнуть от агрессии современного ТВ, и значит, схавают не все, тем более, за билет надо прилично заплатить. Однако утешает, что появляются примеры, вселяющие оптимизм. Под конец уходящего сезона столичную публику порадовал спектаклем «Продюсеры» театр под руководством Александра Калягина «Et Cetera», который доставил радость как раз этим самым грамотным продюсированием. И тут пальма первенства, не умоляя заслуг коллектива, принадлежит директору театра Давиду Смелянскому. Не говоря уже о том, что сама идея поставить именно эту пьесу американского режиссера, сценариста и актера Мела Брукса принадлежит все тому же Смелянскому, который, правда, мечтал, что авантюриста Бродвея продюсера Макса Бьялостока сыграет сам Александр Калягин. Однако известный артист отказался от выигрышной роли в пользу молодых актеров труппы, а директор «Et Cetera» проявил терпение и энтузиазм, — два почти взаимоисключающих качества. Три долгих года театр вел непростые переговоры с агентами Брукса по авторским правам и, в конце концов, соглашение было достигнуто. У нас пока не принято обнародовать суммы затрат на производство спектакля, однако в случае с «Продюсерами» в «Et Cetera» видно, что театр не поскупился на расходы. Пожалуй, сегодня это одно из самых дорогостоящих зрелищ в Москве! Приглашение оркестра, кордебалета, привлечение к сотрудничеству известного музыканта Алексея Кортнева, переложившего арии американского мюзикла на русский. Впечатляющие костюмы и декорации, легко трансформируемые в разные места действия от офиса продюсера Бьялостока до Бродвея, щедро светящегося рекламой. Наконец, сам спектакль, строго организованный по законам музыкального шоу на драматической сцене режиссером Дмитрием Беловым — все это делает постановку незаурядным событием по многим причинам, в том числе, и содержательным. Мюзикл «Продюсеры» Мела Брукса переживает второе рождение. Впервые он вышел на экраны США еще 40 лет назад, в 1968 году. Как видим, успех оказался долгоиграющим. В 2005 году был снят римейк Голливудом (этот фильм у нас только что показывало наше ТВ с пленительной Умой Турман в одной из главных ролей сексапильной шведки Уллы). А в 2009 году у нас в Москве в конце апреля и впервые в Германии, в Берлине, в мае был поставлен этот мюзикл. Весьма любопытное совпадение. Как видим и Москва, и Берлин долго караулили и выжидали подходящий момент. Дело в том, что Мел Брукс — великий насмешник над Голливудом и Бродвеем, направил ядовитые стрелы своей иронии на его величество шоу-бизнес… Стареющий продюсер Бьялосток, теряющий предпринимательскую хватку благодаря случайному совету скромного бухгалтера Лео Блума, ловит революционную мысль. Всю жизнь он старался выпустить на Бродвее успешные хиты, а между тем надо сделать так, чтобы шоу провалилось. Зачем? А затем, что в случае провала мюзикла спонсорские деньги не подлежат возврату. Их можно просто присвоить. И вот видавший виды делец Бродвея, а заодно бабник, получающий пожертвования дорогой мужской ценой — расточением ласк богатым бабушкам (взамен на чеки с солидными суммами) — озарен новой задачей: выбрать самую плохую пьесу на свете и самого бездарного режиссера. Кажется, чего проще. Выбор ловкача падает на дичайшую графоманскую пьесу «Весна для Гитлера», написанную безумцем, который разводит и дрессирует на крыше голубей, чтобы и эти пташки могли овладеть жестом приветствия нацистов: «Heil, Hitler»!. Его пьеса — продукт паранойи. Но, как известно, чем хуже, тем лучше. Поставить эту чушь наш авантюрист, взяв в подельники автора гениальной идеи, скромного бухгалтера, предложил режиссеру из «голубых». Из брака фашизма с геем рождается самый дикий коктейль, который только можно представить. Роль фюрера поручена самому графоману, но вот незадача - перед премьерой тот ломает ногу. Что ж, еще лучше! Теперь-то уж провал гарантирован. Но судьба ставит подножку. Эта оптимистичная вампука, в которой царствует женоподобный Адольф с жизнерадостными длинноногими девочками, элегантно выходящими в шоу с макетами танков, надетыми вместо юбочек, вызывают гомерический хохот и покоряют публику и критику. Триумф. Однако в нашем случае успех для продюсеров означает финансовый провал, суд и тюрьму. Короче, — лучше все увидеть самим. Спектакль в театре идет под хохот, переходящий порой в общий стон восторга. В цирке самым трудным считается клоунский трюк неумехи на проволоке — поставить блестящее зрелище в форме провала, тоже дорого стоит. Вампука бессмертна, — смеялся Мел Брукс в шестидесятые. Голубой фашизм — гремучая смесь для взрывов оглушительного смеха. Еще лет десять назад этот мюзикл был бы у нас не понят. Но сегодня, когда отечественный шоу-бизнес принял одиозные формы с аншлагами Петросяна и мастерством петь, размахивая руками, у Бориса Моисеева, то и мы перестали удивляться таким, например, ударным текстам: «за монетку, за таблеточку, сняли нашу малолеточку». Это вам не Мандельштам, вот это people схавает.