MoskowDept Et Cetera

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

27.10.2017 В "МК" вручили театральную премию - 2017 Ян Смирницкий, Екатерина Писарева , Московский комсомолец 20.10.2017 Новое здание театра Калягина откроется в следующем году Интерфакс-недвижимость 20.10.2017 Новое здание театра Et Cetera откроется в 2018 году Вера Лунькова , РБК-Недвижимость 20.10.2017 В центре Москвы откроют новое здание театра «ET CETERA» Светлана Волкова , Комсомольская правда 20.10.2017 Новое здание театра "Et Cetera" достроят в 2018 году Москва 24 25.09.2017 Александр Калягин: "Больше медлить нельзя. Мы можем потерять отечественную культуру". Виктор Борзенко , журнал "Театрал" 12.09.2017 В театре Калягина - бенефис: к юбилею Людмилы Дмитриевой поставили спектакль Александр Кремнев , Театрал 29.08.2017 Отделочные работы начались в новом здании театра Калягина Интерфакс. Россия 25.08.2017 Александр Калягин стал лауреатом премии имени Гоголя в Италии РИА Новости (Россия сегодня) 24.08.2017 Et Cetera отметит юбилей в новом здании Зоя Игумнова , Известия 24.08.2017 Сбор труппы театра "Et Cetera" Илья Золкин , Культура двух столиц 24.08.2017 Театр Et Сetera под руководством Калягина откроет вторую сцену в апреле 2018 года Ольга Свистунова , ТАСС 24.08.2017 25-ый у Et Cetera Наталья Косякова , Клаузура 24.08.2017 Театры открывают новый сезон Анжелика Заозерская , Вечерняя Москва 24.08.2017 Театр "Et Cetera" открывает новый сезон РИА Новости (Россия сегодня) 18.07.2017 Вторую очередь театра Et Cetera введут в эксплуатацию в следующем году Интерфакс-недвижимость 04.07.2017 Московский театр «Et Cetera» приехал в Хабаровск с гастрольной программой Элина Оганесян , Комсомольская правда 03.07.2017 «Большие гастроли» театра Et cetera в Хабаровске назвали уникальными Восток медиа 02.07.2017 В Хабаровске представит пять спектаклей театр Калягина Молодой дальневосточник XXI век 14.06.2017 Александр Калягин: Все знать, читать и сделать по-своему Анжелика Заозерская , Вечерняя Москва 25.05.2017 Магнетизм Калягина Екатерина Дмитриевская , Экран и сцена 22.05.2017 Александр Калягин открыл в Москве именную выставку Денис Сутыка , Известия 24.04.2017 Александр Калягин готовит к своему 75-летию роль Хлестакова в спектакле "Ревизор" ТАСС 23.04.2017 Александр Калягин сыграет самого зрелого Хлестакова Елизавета Авдошина , Независимая газета 07.03.2017 Главным "Гвоздем сезона" названа "Утиная охота" театра Et Cetera Оксана Власова , Российская газета
Пресса

Режиссер в изгнании

Владимир САРИШВИЛИ
«Трибуна» , 08.09.2011
Такого нельзя было придумать даже в самом страшном триллере, чтобы всемирно известного режиссера Роберта СТУРУА отстранили от должности художественного руководителя Театра имени Руставели и обвинили в ксенофобии. А ларчик просто открывался: оказывается, честный художник, не согласный с политикой власти, может быть объявлен «врагом народа», хотя сейчас и не 37-й год. Московские театры тут же протянули руку помощи гениальному режиссеру, но он выбрал коллектив Александра Калягина, где идут его спектакли «Шейлок» и «Буря». Примерно месяц назад знаменитый режиссер заявил, что «грузинский народ должен отказаться от нынешнего руководства страны, как немцы отказались от Гитлера». А 16 мая Роберт Стуруа, указывая на этническую принадлежность Саакашвили, подчеркнул, что Саакашвили не любит грузинский народ, потому что он армянин. Итак, 9 августа выдающийся режиссер приказом министра культуры Николоза Руруа был освобожден от должности художественного руководителя Академического театра имени Шота Руставели. Причиной увольне-ния стали оскорбительные высказывания мастера в отношении нацменьшинств. В самые «застойные» восьмидесятые годы мировая пресса и, прежде всего СМИ Великобритании, запестрели заголовками типа «грузины научили нас играть в футбол и ставить Шекспира». Имелись в виду победа тбилисского «Динамо» над «Ливерпулем» и спектакли, поставленные Робертом Стуруа. В том была немалая заслуга и экс-президента Шеварднадзе, всегда поддерживающего лидера грузинского театра. И на этот раз в интервью газете «Асавал-дасавли» он прокомментировал разразившийся скандал вокруг известного режиссера, отметив, что ксенофобские высказывания часто позволяет себе и президент Грузии Михаил Саакашвили. Бывший глава государства также разделяет мнение, что запрещение фильмов на русском языке и объявление уехавших в Россию людей предателями – тоже проявление ксенофобии. Помнению Шеварднадзе, Роберт Стуруа стал жертвой не ксенофобии, а системы. «За это Бог нас накажет. Беда в том, что наказан будет не конкретный человек, а вся Грузия». «Разумеется, так называемые ксенофобские высказывания Роберта Стуруа были для Саакашвили лишь поводом избавиться от «неудобного» оппонента, – заявил парламентарий Петр Мамрадзе. – Неудобного, прежде всего,потому, что к слову культового режиссера прислушивается едва ли не вся современная просвещенная ойкумена». Говорят, тот же министр культуры Николоз Руруа, к слову, бывший боец знаменитого полка «Мхедриони», не сразу согласился на роль глашатая Саакашвили. Чтобы его уговорить, президенту пришлось пожертвовать двумя пепельницами, разбитыми вдребезги. И вот после трехнедельного молчания, связанного, очевидно, с потрясением при виде ошеломляющего распоряжения, Роберт Стуруа решил встретиться с московскими и грузинскими журналистами в тбилисском офисе РИА «Новости» и в режиме видеомоста ответить на все вопросы. Бросив на стол пачку «Pall Mall», Роберт Стуруа с места в карьер приступил к сольной «увертюре»: – Не надо извиняться, что отнимаете у меня время, – времени теперь у меня много. Может быть, форма моего высказывания была не совсем верной, но смысл оставляю неизменным: я хочу, чтобы президентом Грузии был грузин, а если он не совсем грузин, чтобы он не скрывал этого. Мои слова были вырваны из контекста, и меня неправильно поняли, как и Ларса фон Триера в Каннах. Он тоже неловко сформулировал свою мысль о понимании и симпатиях по отношению к Гитлеру, но тут же осекся со словами «Боже, что я сказал!», и все равно был объявлен персоной нон грата. В разных странах мы видим возникновение если не фашизма, то попытки его возрождения – в Норвегии, террористических актах в различных странах. Буш вбросил фразу: «Обама не родился в Америке». Никто его не подвергал остракизму, а стали выяснять – так ли это. Это совершенно нормально, потому что там действуют законы. А у нас они не действуют. Я воспитывался в Тбилиси, в итальянском дворике, где в радиусе 100 метров возвышаются грузинская православная, армянская григорианская церкви, мечеть и синагога,чуть поодаль – католический костел. Со мной росли товарищи самых разных национальностей. Я неплохо говорю по-армянски. И тетя у меня армянка. Обвинения в ксенофобии – всего лишь повод снять меня с должности худрука театра, повод для сведения счетов за мою максимальную откровенность в критических высказываниях. Наше правительство не выносит критики. И как тут не вспомнить сказку Андерсена «Новое платье короля» – ситуация там очень схожа с нашей – сегодняшней. Никто из приближенных не осмеливался говорить королю правду, опасаясь за свое карьерное благополучие и сытое житье-бытье. – А нет ли у вас желания поставить «Новое платье короля» в качестве благородной мести? – Надо подумать. Подобного рода опыт у меня есть. Когда я ставил «Гамлета» со стержневой мыслью «Дания – тюрьма», то имел в виду советскую Грузию. Но сейчас я ненастроен на серьезный лад. Мне хочется веселиться. И если соберусь что-то ставить в ближайшее время, то это будет комедия. Воспринимать с юмором все драматические коллизии судьбы приучили меня в семье. И мать, и отец мои были такими людьми по жизни. – Может, вам стоит продолжить работу в другом театре? – У меня есть обязательства перед театром Александра Калягина Et Cetera. Хотя обязательства – на втором месте. На первом – дружба. Так же, как и с «Сатириконом» Константина Райкина. Скорее всего, я приму предложение Et Cetera и стану в этом театре главным приглашенным режиссером. В этом театре я чувствую себя как дома, и актеры меня полюбили. В ночь на 31 августа я вылетаю в Одессу, где присоединюсь к театру Et Cetera, находящемуся на гастролях, и приму участие в Одесском фестивале. – Через какое-то время вы хотели бы вернуться в Театр Руставели? – Даже если бы хотел вернуться, чувствую, что связь с театром оборвалась. Красиво закончилась. К счастью, без крови, как это могло бы быть 75 лет назад, когда расстреляли великого режиссера Сандро Ахметели. Сегодня время расстрелов прошло. Но на меня может упасть кирпич или у моих малолетних внуков вдруг обнаружат наркотики. Я почти всю жизнь работал в Театре Руставели, многое сделал для его успешного развития, в том числе в 90-е годы, когда не было света, были холод и голод. Труппа театра и многие представители общественности поддерживают меня в сегодняшней ситуации, но я человек гордый. Если даже министр культуры Грузии аннулирует приказ о моем освобождении, я не вернусь в Театр имени Руставели. – Вас поддержала труппа? – Да, актеры сразу пришли ко мне, правда, не все. Я их попросил на тот момент оставить меня в покое, и если уж соберутся что-то предпринимать, то пусть, как говорил Галактион Табидзе, это будет «просто и со вкусом». И одна их акция мне очень понравилась. (Роберт Стуруа показывает черную майку со своим портретом и надписью: «Меня сняли!», а на обороте – текст приказа Министерства культуры.) Теперь у меня три памятные майки. Одна была запущена в производство в Англии, после постановки «Трех сестер» по Чехову. Еще одну – свою – мне подарил Диего Марадона с надписью: «Тбилисской театральной команде и ее капитану Роберту Стуруа». Это было в Буэнос-Айресе. «Роберт Стуруа для нас – художественный руководитель Театра имени Шота Руставели», – заявляют его актеры, вопреки отстранению режиссера от занимаемой должности. – А представители других сфер искусства – как откликнулись на это телодвижение властей? – Вчера не смог нормально провести время в ресторане – подходили, возмущались, просили не падать духом. Да и по улице не могу ходить беспрепятственно – там то же самое. Впрочем, обратимся к высказываниям самих деятелей культуры, прозвучавшим в прессе и по телевидению. «Это борьба бездарных, несостоявшихся людей с талантливыми и смелыми. Если бы сейчас был 1924 год, люди, подобные Руруа, убили бы Стуруа прямо на улице или в какой-нибудь темнице. Сегодня они не могут сделать этого и избавляются от честных людей теми путями, какими могут», – заявил бывший госминистр по вопросам урегулирования конфликтов, кинорежиссер Георгий Хаиндрава. «Стуруа – это явление, которое всегда будет явлением», – считает народная артистка Грузии Гуранда Габуния. «Это политическое преследование», – заявила экс-спикер парламента Грузии, лидер партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. С резкой критикой политики Саакашвили выступили представители грузинской оппозиции. «Президент Грузии Михаил Саакашвили не выносит объективной критики и преследует тех, кто вслух говорит правду», – заявляет «Грузинская партия» в связи с отстранением Роберта Стуруа от должности художественного руководителя Театра имени Шота Руставели. По окончании телемоста мне повезло оказаться в лифте с мэтром, замкнувшим на сегодняшний день цепочку великих изгнанников. И я спросил его: верен ли в последнее время звучащий тезис, что гипертрофированная политкорректность станет причиной гибели западной цивилизации? На что Стуруа лишь улыбнулся задумчиво и загадочно.

© 2007-2017, Театр Et Cetera

E-mail: theatre@et-cetera.ru

Адрес: 101000, Москва, Фролов пер., 2
Проезд: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»

Схема проезда
Справки и заказ билетов
по телефонам:

+7 (495) 781-781-1
+7 (495) 625-21-61