Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Et Cetera

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

19.05.2018 Московский театр Et Cetera покажет в Петербурге спектакль "Ревизор. Версия" РИА Новости (Россия сегодня) 28.04.2018 Встреча с Александром Калягиным сайт Президента России 28.04.2018 Путин объявил следующий год Годом театра в России РИА Новости (Россия сегодня) 06.04.2018 Московский "Ревизор" в постановке Роберта Стуруа потряс грузинских зрителей Ольга Свистунова , ТАСС 31.03.2018 Роберт Стуруа заказал медаль к премьере своего спектакля "Ревизор. Версия" в Тбилиси Ольга Свистунова , ТАСС 29.03.2018 Московский театр Et Cetera отправился на гастроли в Тбилиси Ольга Свистунова , ТАСС 05.03.2018 На сцене – «Пациент» Николай Зуев , Общественно-политическая газета "ТРУД" 01.02.2018 Александр Калягин: «Наш театр возник из хорошей компании» Александр Калягин , Театрал 18.01.2018 Декамерон: любовь во время чумы Дарья Иванова , Без Васько никак 18.01.2018 Премьера спектакля «Декамерон» в Московский театр «Et Cetera» Сабадаш Владимир , Мир женской политики 07.01.2018 Театр шахматного короля: в "Et Cetera" завершается реконструкция Анна Тимина , Театрал
Пресса

Режиссер в изгнании

Владимир САРИШВИЛИ
«Трибуна» , 08.09.2011
Такого нельзя было придумать даже в самом страшном триллере, чтобы всемирно известного режиссера Роберта СТУРУА отстранили от должности художественного руководителя Театра имени Руставели и обвинили в ксенофобии. А ларчик просто открывался: оказывается, честный художник, не согласный с политикой власти, может быть объявлен «врагом народа», хотя сейчас и не 37-й год. Московские театры тут же протянули руку помощи гениальному режиссеру, но он выбрал коллектив Александра Калягина, где идут его спектакли «Шейлок» и «Буря». Примерно месяц назад знаменитый режиссер заявил, что «грузинский народ должен отказаться от нынешнего руководства страны, как немцы отказались от Гитлера». А 16 мая Роберт Стуруа, указывая на этническую принадлежность Саакашвили, подчеркнул, что Саакашвили не любит грузинский народ, потому что он армянин. Итак, 9 августа выдающийся режиссер приказом министра культуры Николоза Руруа был освобожден от должности художественного руководителя Академического театра имени Шота Руставели. Причиной увольне-ния стали оскорбительные высказывания мастера в отношении нацменьшинств. В самые «застойные» восьмидесятые годы мировая пресса и, прежде всего СМИ Великобритании, запестрели заголовками типа «грузины научили нас играть в футбол и ставить Шекспира». Имелись в виду победа тбилисского «Динамо» над «Ливерпулем» и спектакли, поставленные Робертом Стуруа. В том была немалая заслуга и экс-президента Шеварднадзе, всегда поддерживающего лидера грузинского театра. И на этот раз в интервью газете «Асавал-дасавли» он прокомментировал разразившийся скандал вокруг известного режиссера, отметив, что ксенофобские высказывания часто позволяет себе и президент Грузии Михаил Саакашвили. Бывший глава государства также разделяет мнение, что запрещение фильмов на русском языке и объявление уехавших в Россию людей предателями – тоже проявление ксенофобии. Помнению Шеварднадзе, Роберт Стуруа стал жертвой не ксенофобии, а системы. «За это Бог нас накажет. Беда в том, что наказан будет не конкретный человек, а вся Грузия». «Разумеется, так называемые ксенофобские высказывания Роберта Стуруа были для Саакашвили лишь поводом избавиться от «неудобного» оппонента, – заявил парламентарий Петр Мамрадзе. – Неудобного, прежде всего,потому, что к слову культового режиссера прислушивается едва ли не вся современная просвещенная ойкумена». Говорят, тот же министр культуры Николоз Руруа, к слову, бывший боец знаменитого полка «Мхедриони», не сразу согласился на роль глашатая Саакашвили. Чтобы его уговорить, президенту пришлось пожертвовать двумя пепельницами, разбитыми вдребезги. И вот после трехнедельного молчания, связанного, очевидно, с потрясением при виде ошеломляющего распоряжения, Роберт Стуруа решил встретиться с московскими и грузинскими журналистами в тбилисском офисе РИА «Новости» и в режиме видеомоста ответить на все вопросы. Бросив на стол пачку «Pall Mall», Роберт Стуруа с места в карьер приступил к сольной «увертюре»: – Не надо извиняться, что отнимаете у меня время, – времени теперь у меня много. Может быть, форма моего высказывания была не совсем верной, но смысл оставляю неизменным: я хочу, чтобы президентом Грузии был грузин, а если он не совсем грузин, чтобы он не скрывал этого. Мои слова были вырваны из контекста, и меня неправильно поняли, как и Ларса фон Триера в Каннах. Он тоже неловко сформулировал свою мысль о понимании и симпатиях по отношению к Гитлеру, но тут же осекся со словами «Боже, что я сказал!», и все равно был объявлен персоной нон грата. В разных странах мы видим возникновение если не фашизма, то попытки его возрождения – в Норвегии, террористических актах в различных странах. Буш вбросил фразу: «Обама не родился в Америке». Никто его не подвергал остракизму, а стали выяснять – так ли это. Это совершенно нормально, потому что там действуют законы. А у нас они не действуют. Я воспитывался в Тбилиси, в итальянском дворике, где в радиусе 100 метров возвышаются грузинская православная, армянская григорианская церкви, мечеть и синагога,чуть поодаль – католический костел. Со мной росли товарищи самых разных национальностей. Я неплохо говорю по-армянски. И тетя у меня армянка. Обвинения в ксенофобии – всего лишь повод снять меня с должности худрука театра, повод для сведения счетов за мою максимальную откровенность в критических высказываниях. Наше правительство не выносит критики. И как тут не вспомнить сказку Андерсена «Новое платье короля» – ситуация там очень схожа с нашей – сегодняшней. Никто из приближенных не осмеливался говорить королю правду, опасаясь за свое карьерное благополучие и сытое житье-бытье. – А нет ли у вас желания поставить «Новое платье короля» в качестве благородной мести? – Надо подумать. Подобного рода опыт у меня есть. Когда я ставил «Гамлета» со стержневой мыслью «Дания – тюрьма», то имел в виду советскую Грузию. Но сейчас я ненастроен на серьезный лад. Мне хочется веселиться. И если соберусь что-то ставить в ближайшее время, то это будет комедия. Воспринимать с юмором все драматические коллизии судьбы приучили меня в семье. И мать, и отец мои были такими людьми по жизни. – Может, вам стоит продолжить работу в другом театре? – У меня есть обязательства перед театром Александра Калягина Et Cetera. Хотя обязательства – на втором месте. На первом – дружба. Так же, как и с «Сатириконом» Константина Райкина. Скорее всего, я приму предложение Et Cetera и стану в этом театре главным приглашенным режиссером. В этом театре я чувствую себя как дома, и актеры меня полюбили. В ночь на 31 августа я вылетаю в Одессу, где присоединюсь к театру Et Cetera, находящемуся на гастролях, и приму участие в Одесском фестивале. – Через какое-то время вы хотели бы вернуться в Театр Руставели? – Даже если бы хотел вернуться, чувствую, что связь с театром оборвалась. Красиво закончилась. К счастью, без крови, как это могло бы быть 75 лет назад, когда расстреляли великого режиссера Сандро Ахметели. Сегодня время расстрелов прошло. Но на меня может упасть кирпич или у моих малолетних внуков вдруг обнаружат наркотики. Я почти всю жизнь работал в Театре Руставели, многое сделал для его успешного развития, в том числе в 90-е годы, когда не было света, были холод и голод. Труппа театра и многие представители общественности поддерживают меня в сегодняшней ситуации, но я человек гордый. Если даже министр культуры Грузии аннулирует приказ о моем освобождении, я не вернусь в Театр имени Руставели. – Вас поддержала труппа? – Да, актеры сразу пришли ко мне, правда, не все. Я их попросил на тот момент оставить меня в покое, и если уж соберутся что-то предпринимать, то пусть, как говорил Галактион Табидзе, это будет «просто и со вкусом». И одна их акция мне очень понравилась. (Роберт Стуруа показывает черную майку со своим портретом и надписью: «Меня сняли!», а на обороте – текст приказа Министерства культуры.) Теперь у меня три памятные майки. Одна была запущена в производство в Англии, после постановки «Трех сестер» по Чехову. Еще одну – свою – мне подарил Диего Марадона с надписью: «Тбилисской театральной команде и ее капитану Роберту Стуруа». Это было в Буэнос-Айресе. «Роберт Стуруа для нас – художественный руководитель Театра имени Шота Руставели», – заявляют его актеры, вопреки отстранению режиссера от занимаемой должности. – А представители других сфер искусства – как откликнулись на это телодвижение властей? – Вчера не смог нормально провести время в ресторане – подходили, возмущались, просили не падать духом. Да и по улице не могу ходить беспрепятственно – там то же самое. Впрочем, обратимся к высказываниям самих деятелей культуры, прозвучавшим в прессе и по телевидению. «Это борьба бездарных, несостоявшихся людей с талантливыми и смелыми. Если бы сейчас был 1924 год, люди, подобные Руруа, убили бы Стуруа прямо на улице или в какой-нибудь темнице. Сегодня они не могут сделать этого и избавляются от честных людей теми путями, какими могут», – заявил бывший госминистр по вопросам урегулирования конфликтов, кинорежиссер Георгий Хаиндрава. «Стуруа – это явление, которое всегда будет явлением», – считает народная артистка Грузии Гуранда Габуния. «Это политическое преследование», – заявила экс-спикер парламента Грузии, лидер партии «Демократическое движение – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. С резкой критикой политики Саакашвили выступили представители грузинской оппозиции. «Президент Грузии Михаил Саакашвили не выносит объективной критики и преследует тех, кто вслух говорит правду», – заявляет «Грузинская партия» в связи с отстранением Роберта Стуруа от должности художественного руководителя Театра имени Шота Руставели. По окончании телемоста мне повезло оказаться в лифте с мэтром, замкнувшим на сегодняшний день цепочку великих изгнанников. И я спросил его: верен ли в последнее время звучащий тезис, что гипертрофированная политкорректность станет причиной гибели западной цивилизации? На что Стуруа лишь улыбнулся задумчиво и загадочно.

© 2007-2018, Театр Et Cetera

E-mail: theatre@et-cetera.ru

Адрес: 101000, Москва, Фролов пер., 2
Проезд: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»

Схема проезда
Справки и заказ билетов
по телефонам:

+7 (495) 781-781-1
+7 (495) 625-21-61