Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Петер Штайн представил "Бориса Годунова"


Радио "Шансон" , 21.01.2015
В театре Et Cetera состоялась громкая премьера.

Любовь Штайна к русской сцене общеизвестна, он ставил в Москве «Гамлета» и «Орестею». Теперь выбрал  пушкинского «Бориса Годунова» - произведение, как нельзя лучше  совпадающее с сегодняшними тревожными временами.
Роль Бориса Штайн предлагал сыграть  руководителю  Et Cetera  Александру Калягину, однако  тот не заинтересовался образом царя. В итоге  роль досталась Владимиру Симонову.

Поскольку  труппа  театра довольно молодая,  здесь не нашлось актера на роль Пимена, поэтому был приглашен Борис Плотников. Григория Отрепьева сыграл  Сергей Давыдов, Марину Мнишек — Анастасия Кормилицына, Шуйского -  Владимир Скворцов.
Спектакль получился классическим, Штайн не стал дописывать или переписывать Пушкина, предпочтя  точно следовать за текстом. Лишь  две «дерзости» допустил режиссер -  показал, как к царю приходят «кровавые мальчики», т. е. убиенный им царевич Дмитрий и представил  смерть Бориса прямо на сцене.

О чем постановка  Штайна? О политическом кризисе, о  силах, расшатывающих Россию как извне, так и изнутри, о том, на что способны люди, жаждущие получить и удержать власть... Гениальным провидцем оказался Пушкин – написал произведение на все времена. При этом Питер Штайн считает, что описанное поэтом -  не уникальное для России явление, подобное происходило и происходит  и в других государствах. А что народ? Как всегда безмолвствует…  Он и подан Штайном  серой безликой массой, стоят  на сцене спиной в безвольных покорных  позах.
А вообще спектакль поучился красочным.  Шатйн  привлек к проекту  свою команду художников и костюмеров. Технические  возможности  театра  Et Cetera  позволили задействовать  помимо основной сцены еще и боковую,  поэтому перед зрителями предстает  то лес, то громадный колокол, то правдоподобный труп лошади, то дом, в котором убивают годуновских наследников,- окропленный кровью…

Костюмы персонажей словно взяты из разных эпох, в том числе и сегодняшнего времени. Правда, одежда Годунова подчеркнуто  русская, а наряды Отрепьева – европеизированы. Кстати, Петер Штайн подчеркивает:

- Пушкин с симпатией относился к Отрепьеву.  У него это такой легкий, позитивный человек, популист, демагог. Таким  предстает и у нас.
Исполнитель роли Гришки  Сергей Давыдов комментирует:
- Мой персонаж -  винтик, попавший в историю. Он – не вселенское зло, просто оказался в таких обстоятельствах. И хочу подчеркнуть: за год правления он ни на какие уступки католической церкви не пошел.
Актер Владимир Симонов, исполнивший роль Бориса, признается:
- Готовясь к роли, перечитал все, что можно по теме. Однако историки настолько противоречат друг другу, что решил отдаться «историку» Пушкину.  Роль эмоционально затратная, и я до сих пор в процессе размышлений, и буду думать  о Борисе, очевидно, все то, время, сколько  будет жить спектакль.  Не скучно ли мне играть в столь классическом спектакле?  Думаю, представить  традиционную постановку - довольно экстравагантный и рискованный поступок  сегодня.

Почти все актеры жалуются на трудности перевода. Штайн не говорит по-русски, Пушкина ему переводили на немецкий. И с актерами он общался  через переводчика – все это  усложняло процесс, но, по мнению режиссера, игра стоила свеч: российская актерская школа значительно отличается от европейской, наши актеры долго расспрашивают  о роли, задают много вопросов, но  как только поймут характер своего героя – будут ему  следовать неуклонно.  Спектакль в итоге удалось сделать за три месяца.

По Штайну, как и по Пушкину, Годунов, конечно, убил царевича Дмитрия. Но он  мучается от этого.  Борис  – православный  человек и понимает, что небесного царствия ему  не уготовано.
Впрочем, главная проблема той исторической эпохи и той конкретной ситуации, по мнению Симонова,  состоит в том, что всей правды не знает никто.
- Мы ведь иногда, находясь в тяжелых обстоятельствах, тоже не понимаем, правы мы или нет. И мир такой.

- Столкновение старого и нового времени, столкновение цивилизаций,  столкновение  народа и власти - базовая проблема  для всех стран и всех времен – будь то Римская империя, сталинская эпоха или  сегодняшний мир. Ты мечтаешь о новой власти – она приходит и порождает новых опричников,- размышляет Петер Штайн.  – Произведение Пушкина  - обращение ко всем нам.

Спектакль можно посмотреть  в ближайшее время 30 и 31 января.