Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

31.07.2018 Чайный тост в честь рыцаря Андрей Максимов , Российская газета 30.07.2018 Александр Калягин поздравит Роберта Стуруа с 80-летием грузинским тостом Ольга Свистунова , ТАСС 19.05.2018 Московский театр Et Cetera покажет в Петербурге спектакль "Ревизор. Версия" РИА Новости (Россия сегодня) 28.04.2018 Встреча с Александром Калягиным сайт Президента России 28.04.2018 Путин объявил следующий год Годом театра в России РИА Новости (Россия сегодня) 06.04.2018 Московский "Ревизор" в постановке Роберта Стуруа потряс грузинских зрителей Ольга Свистунова , ТАСС 31.03.2018 Роберт Стуруа заказал медаль к премьере своего спектакля "Ревизор. Версия" в Тбилиси Ольга Свистунова , ТАСС 29.03.2018 Московский театр Et Cetera отправился на гастроли в Тбилиси Ольга Свистунова , ТАСС 05.03.2018 На сцене – «Пациент» Николай Зуев , Общественно-политическая газета "ТРУД" 01.02.2018 Александр Калягин: «Наш театр возник из хорошей компании» Александр Калягин , Театрал 18.01.2018 Декамерон: любовь во время чумы Дарья Иванова , Без Васько никак 18.01.2018 Премьера спектакля «Декамерон» в Московский театр «Et Cetera» Сабадаш Владимир , Мир женской политики 07.01.2018 Театр шахматного короля: в "Et Cetera" завершается реконструкция Анна Тимина , Театрал
Пресса

Эпидемия религиозных протестов

Александр Калягин
"Театрал" , 12.03.2015
В моем выступлении по поводу скандала, разразившегося в Новосибирске после выхода спектакля «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина, я обещал продолжить разговор на эту тему. И тогда я не предполагал, что придется это делать так скоро. Буквально на следующий день пришла информация теперь уже из Ижевска. Штатный священник Свято-Михайловского собора Ижевской епархии РПЦ Андрианов В.В. посетил спектакль «Метель» в Русском драматическом театре Ижевска. Священнослужителя возмутило «употребление во время постановки символов православия – Креста и архиерейского облачения, причем наперсный крест имел гипертрофированный и уродливый вид», его оскорбил и «созданный уродливый образ священника, пьяницы и вымогателя…» Он обратился в Администрацию Главы и Правительства республики Удмуртия с требованием адекватной реакции от руководства, в противном случае, он намерен подать в суд и прокуратуру. Очевидно, по той же статье №148, с недавнего времени, столь печально известной.

Признаюсь, я этого спектакля тоже не видел, но вполне могу предположить, что от А.С. Пушкина осталось только название – постановка сделана по пьесе Сигарева. Наверное, зрительские ожидания увидеть спектакль по Пушкину, для многих не оправдались. Но у режиссера есть это право взять ту пьесу, которая ему интересна, в данном случае, созданную по мотивам пушкинской повести. И вообще должен сказать, что за выпущенный спектакль отвечает не режиссер, а театр. И то, что в Новосибирске к ответственности привлекли режиссера Тимофея Кулябина – не правомерно, согласно Положению о театре, «решение о публичном исполнении спектаклей» принимает только театр.

Что меня настораживает в этой эпидемии религиозных протестов? Ведь можно дойти до полного абсурда, и изъять из репертуара массу авторов, в том числе и Пушкина, и Чехова, и Леонида Андреева и многих других.

В нашем театре недавно вышла премьера «Бориса Годунова» А.С. Пушкина в постановке Петера Штайна. Уже не по мотивам, а точно по тексту Пушкина. Штайн сохранил каждое пушкинское слово и вывел на сцену всех многочисленных героев пушкинской трагедии. И, как известно, среди них два высоких сана священнослужителей – герои, скажем, не самые положительные. И, честно говоря, я раньше не задумывался, какие у них кресты, а может тоже не вполне те, которые должны быть.

Сегодня официально в России отменена цензура – любая! У нас нет цензуры как инструмента государственного надзора, и мне бы крайне не хотелось, чтобы возникла необходимость в его использовании. Парадокс в том, что сегодня за введение цензуры могут выступить те, кто когда-то серьезно сам пострадал от цензурных преследований. Современный театр, надо признать, к большому сожалению, иногда сознательно занимается провокацией, организуя вокруг спектаклей шумные скандалы.

Сегодня на театральной сцене провокация зачастую становится   художественным приемом, причем провокация – агрессивная, бессмысленная, лобовая. Провокация, которая преследует единственную цель – открытый эпатаж. Провокационным стал не смысл произведения, а его форма. Эзоповым языком больше не пользуются на подмостках, он перестал быть нужен. Сейчас нужна художественная ассоциация, но мало кто умеет так мыслить. Режиссеры мне иногда напоминают журналистов, которым важно «поймать» сенсацию.
Но, друзья мои, театральный спектакль не может ставиться ради однодневной сенсации, театр все-таки претендует быть частью искусства.

© 2007-2018, Театр Et Cetera

E-mail: theatre@et-cetera.ru

Адрес: 101000, Москва, Фролов пер., 2
Проезд: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»

Схема проезда
Справки и заказ билетов
по телефонам:

+7 (495) 781-781-1
+7 (495) 625-21-61