Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Александр Калягин: Все знать, читать и сделать по-своему

Анжелика Заозерская
Вечерняя Москва , 14.06.2017
Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин рассказал студентам Международной летней театральной школы, как работал над образом Хлестакова.

Народный артист РСФСР Александр Калягин шефствует над Международной летней театральной школой, слушателей которой он и пригласил на премьеру спектакля «Ревизор. Версия» в своем театре Et Cetera. А после дал мастер-класс, на котором рассказал о том, как он работал над образом гоголевского героя.

Перед началом премьеры молодые люди с заметным акцентом просили показать им свои места. Они приехали из разных стран, чтобы учиться мастерству у представителей русского психологического театра. Спектакль «Ревизор. Версия» поставил выдающийся грузинский режиссер Роберт Стуруа к юбилею Александра Александровича Калягина. Впервые в истории постановок «Ревизора» Хлестаков предстает 75-летним изможденным стариком, который почти весь спектакль сидит в кресле на колесиках. Революционное новшество мастера Александр Калягин объяснил студентам:

— Кто в наше время поверит, что 23-летний картежник, без царя в голове, пропойца, любитель женщин, который все время куролесит, несет чепуху, способен обводить вокруг пальца чиновников, взрослых дядек? Этакая пигалица! И кто в наше время поверит, что 200 рублей — это крупная взятка? Что сегодня 200 рублей, когда миллионами дают? При этом коррупция почти неистребима, причем во всех странах, и об этом — «Ревизор. Версия».

Александр Калягин в роли Хлестакова показал все грани человека-игрока, человека-артиста, человека с редкой миссией. Он притворяется и большим ребенком, и неприкаянным гостем, и искренне влюбленным, и простодушным, и хитрым, и жертвой, и палачом. Калягин играет настоящего Ревизора — из Петербурга, и он — большой, важный. Но как удается артисту в одном персонаже показать столько человеческих качеств? Какую технику он использует в своей игре?

— Я не знаю, что использую, — вздохнув, ответил Сан Саныч (кстати, его Хлестаков — Иван Саныч). Честно, не знаю. Иногда помогает Станиславский, иногда Михаил Чехов, иногда кто-то другой. Представьте — вы, умелый пловец, в лодке, но волны то в два балла, то в три, то штиль, и приходится приспосабливаться. Я встречал актеров, которые работали по системе Михаила Чехова, но роль у них не получалась. Это большое умение — все прочитать, все знать, и при этом делать по-своему, делать свое. Счастье, когда работаешь с хорошими режиссерами, но и с ними надо уметь все делать по-своему. Олег Николаевич Ефремов во время репетиций показывал актерам свои гениальные приемы — и повторить его было невозможно. Можно прочитать сто книг и быть дураком, а можно прочитать одну книгу и научиться. Но знать нужно все.
Студенты поинтересовались: как Александр Калягин работал с Никитой Михалковым в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино».

— Никита Михалков сразу сказал, что я буду играть главную роль. Только поставил условие — серьезно похудеть. Пьесу «Платонов» Чехов написал в 18 лет, и в ней столько всего! Такой талант!

Мастер-класс председателя СТД завершился криками «ура», «спасибо», «классно» и громкими аплодисментами в знак благодарности за возможность в течение трех недель учиться тонкостям театра у лучших мастеров сцены.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Скворцов, заслуженный артист России:
— В спектакле «Ревизор. Версия» я играю Городничего. Работа над спектаклем продолжалась полтора года. Посмотрели множество постановок — как в записи, так и современных. У нас было невероятное количество версий каждой сцены. Наш спектакль — не смешной. Даже страшный. В спектаклях Стуруа много инфернального, мистического, и «Ревизор. Версия» — не исключение. Мой герой — не идиот, но страх лишает его возможности трезво оценивать ситуацию.