Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Александр Калягин: «Если не веришь, что можешь – надо уходить»

Екатерина Писарева
"Курская правда" , 04.06.2012
«Образцовый артист, который может сыграть все», – так говорил о нем знаменитый режиссер Анатолий Эфрос И действительно, Александр Калягин – человек больших возможностей, актер с большой буквы, обладающий удивительной «чаплинской» пластикой и творческой смелостью. Кажется, нет человека, которого не восхитила бы эксцентричная тетушка Чарли в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!»! Но наряду с этим полюбившимся образом в актерской и жизненной биографии Калягина десятки ролей, причем разноплановых: и отца, и сына, и мужа, и деятеля искусств – и мольеровского Оргона, и чеховского Платонова, и шекспировского Просперо и толстовского Протасова. Et cetera, et cetera… Много лет он возглавляет собственный театр «Et Cetera» и является председателем Союза театральных деятелей РФ, но по жизни продолжает идти, играя и шутя – «профессиональная привычка», объясняет юбиляр. Довелось ему поработать не только с Анатолием Эфросом, но и с другими известными режиссерами: Юрием Любимовым, Олегом Ефремовым, Сергеем Юрским, Робертом Стуруа. Он и сам попробовал себя в режиссуре: в 1983 году поставил спектакль «Так победим!», где сыграл Ленина, за что получил Государственную премию СССР… Актер он серьезный, готовый на жертвы ради искусства. По словам Калягина, «надо – значит надо», и никаких оправданий! «Если не веришь, что можешь что-то сделать – надо уходить», – говорит Александр Александрович. А он до сих пор не только верит – но и делает! Саша Калягин родился 25 мая 1942 года на Вятке, в оккупации. Его назвали Александром – «победителем»… Отца он не помнит – тот умер, когда Саша был еще младенцем. Его воспитывали женщины – типичная ситуация для послевоенной страны. Мальчик Сашенька рос обласканным вниманием и любовью. По воспоминаниям, моментально начал этим пользоваться. «Я рано понял, что кривляние и ничегонеделание — моя стихия. Родные любили меня просто безмерно и были в восхищении от моих выступлений». Часто творческим людям удается «напророчить» себе будущее – так произошло и с Калягиным. В детские годы он представлял себя вершителем судеб, актером и режиссером в собственном игрушечном театрике – по его просьбе сосед-столяр соорудил для семилетнего Саши деревянный «театрик». – Обустройством занялся сам – нарисовал авансцену, кулисы, портал и стал «играть в актера», – вспоминает Калягин. Спектакли юного Сашеньки пользовались большой популярностью: все юные обитатели из коммунальной квартиры собирались на его представления, а нередко и взрослые. Много позже Калягин обрел собственный театр, реализовал детскую мечту – в проектировании здания Et Ceterа лежит его идея. Каждый человек с детства намечает вектор движения по жизни – ориентирами для Саши Калягина стали два гения: Чарли Чаплин и Аркадий Райкин. В семь лет он впервые увидел Чаплина на экране. Восхитился, да так, что по сей день в кабинете Калягина на почетном месте висит портрет кумира детства! А в 13-летнем возрасте Саша решился написать второму своему кумиру, Аркадию Райкину. Замирая от ужаса, написал и даже отправил. Хотя, быть может, даже не надеялся на ответ. Но Аркадий Исаакович ответил! «Саша, я верю в труд. Что такое труд? Труд – это основа всего для меня…» . Урок, полученный у мэтра, на всю жизнь остался в памяти Калягина: сколько он себя помнит, всегда трудился на пределе сил, «не позволяя душе лениться». А спустя почти 23 года артист Калягин в эфире «Театральных встреч» прочитает Райкину письмо из прошлого – то самое. И растроганный Райкин даже назовет впоследствии его своим учеником… Путь к актерской профессии у него лежал через… медицинское училище. Мама Александра хотела видеть сына в более приземленной роли – и примерный мальчик пошел учиться на фельдшера. Потом были два года работы в бригаде «скорой помощи». И люди. Много людей. Целая галерея образов, которые впоследствии отразились в драматических ролях актера. Но карьера медика не привлекала Калягина – его манили другие вершины. И он поступил в Щукинское училище. С первого раза. После училища были годы поиска. Работал в театре на Таганке у Любимова – не сошлись характерами. Затем – театр имени Ермоловой, серьезные роли в спектаклях по Достоевскому и Уильямсу. Этапной своей ролью Калягин считает Поприщина из «Записок сумасшедшего». – Александр Александрович – мастер перевоплощения. Он всегда разный. Многое зависит от того, в какой роли он выходит на сцену. В театре бытует мнение, что, например, перед «Шейлоком» к Калягину лучше не соваться, потому что к вечеру, к спектаклю, он уже очень серьезен и достаточно суров – постепенно вживается в роль. А когда играет папашу Убю, он весел, ироничен, жизнерадостен, – рассказывает руководитель пресс-службы театра Et cetera и помощница Калягина в СТД Татьяна Никольская. – В жизни он обладатель неуемного темперамента, многие молодые уступают ему по азарту и энергии. У Александра Александровича и потрясающий актерский темперамент... Часто комедийные актеры в жизни – невеселые люди, а вот Калягин абсолютно не такой: он обладает юмором и самоиронией, и это часто оберегает его от тех глупостей, которые бывают свойственны актерской профессии… В кино Калягин дебютировал в 1967 году эпизодической ролью в фильме «Николай Бауман». Потом были Бийчук в детективе «Черный принц», Пиквик в телеспектакле «Записки Пиквикского клуба», Ванюкин в фильме Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». А затем роль, принесшая Калягину огромную популярность. Мало кто может забыть неподражаемую тетку Чарли из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя!». Пластика, мимика, вокал, безграничное обаяние, актерское чутье – все вместе это дало зрителю героя «нового времени» Александра Калягина. Он проснулся знаменитым. Его цитировали, им восхищались, ему подражали… Спустя год режиссер Никита Михалков снимает фильм «Раба любви», где актер Александр Калягин играет… режиссера Александра Колягина! А через несколько лет у того же Михалкова он сыграет Платонова в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Этот герой стал высочайшим достижением артиста на долгие годы. Все его другие роли – Эзоп, Чичиков, Тригорин, Оргон, Протасов — проходили невольное сравнение с Платоновым. Ради этой роли Калягину пришлось сесть на жесткую диету – требовательный Михалков видел своего Платонова на 20 килограммов легче... Это была последняя их совместная работа. Быть может, Калягин не смог простить Михалкову то, что роль Обломова в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» он отдал не ему, а Олегу Табакову… Сейчас Александр Александрович играет в спектаклях своего театра Et cetera, который семь лет назад переехал в новое, построенное по идеям Калягина, уникальное театральное здание, где даже стулья сделаны по специальному заказу, и дизайн утверждал лично художественный руководитель. Недавно он приступил к репетициям спектакля по пьесе неизвестного в России французского драматурга Тарика Нуи «Собачья площадка», где сам сыграет одного из главных героев. Он по-прежнему много работает… О семье Калягин говорить не любит. Может быть, потому, что к своему семейному счастью он шел непростым путем. Первая жена, актриса Татьяна Корунова, умерла от рака. Она родила ему дочь Ксению. Вторая жена – актриса Евгения Глушенко – родила сына Дениса. – Калягин обожает своих детей – и сына, и дочь – и не скрывает этого, – рассказывает Татьяна Никольская. – Он обожает своего внука. Александр Александрович – счастливый человек. И он говорит, что семья для него – святое. Поэтому он не любит о ней рассказывать, его жена и дети никогда не участвуют ни в каких передачах… Да и не нужно ему что-то о себе рассказывать: все, что можно было сказать о Калягине, уже сказано его ролями. Они красноречивее любых слов...