Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

04.10.2018 Et Cetera откроет сезон премьер спектаклем по пьесе Пиранделло РИА-Новости 15.09.2018 Александр Калягин получил премию имени Гоголя в Италии Известия 15.09.2018 Александру Калягину вручили в Риме премию Гоголя Ольга Свистунова , ТАСС 11.09.2018 Александр Калягин открыл 26 сезон в театре ET CETERA Иветта Невинная , Московский комсомолец 09.09.2018 Театр Аргентина. Александр Калягин в спектакле «Ревизор. Версия». Ди Франческо 04.09.2018 Последний фильм Веры Глаголевой получил три приза фестиваля «Будем жить!» InterMedia 31.07.2018 Чайный тост в честь рыцаря Андрей Максимов , Российская газета 30.07.2018 Александр Калягин поздравит Роберта Стуруа с 80-летием грузинским тостом Ольга Свистунова , ТАСС 19.05.2018 Московский театр Et Cetera покажет в Петербурге спектакль "Ревизор. Версия" РИА Новости (Россия сегодня) 28.04.2018 Встреча с Александром Калягиным сайт Президента России 28.04.2018 Путин объявил следующий год Годом театра в России РИА Новости (Россия сегодня) 06.04.2018 Московский "Ревизор" в постановке Роберта Стуруа потряс грузинских зрителей Ольга Свистунова , ТАСС 31.03.2018 Роберт Стуруа заказал медаль к премьере своего спектакля "Ревизор. Версия" в Тбилиси Ольга Свистунова , ТАСС 29.03.2018 Московский театр Et Cetera отправился на гастроли в Тбилиси Ольга Свистунова , ТАСС 05.03.2018 На сцене – «Пациент» Николай Зуев , Общественно-политическая газета "ТРУД" 01.02.2018 Александр Калягин: «Наш театр возник из хорошей компании» Александр Калягин , Театрал 18.01.2018 Декамерон: любовь во время чумы Дарья Иванова , Без Васько никак 18.01.2018 Премьера спектакля «Декамерон» в Московский театр «Et Cetera» Сабадаш Владимир , Мир женской политики 07.01.2018 Театр шахматного короля: в "Et Cetera" завершается реконструкция Анна Тимина , Театрал
Пресса

Александр Калягин - человек-театр

Ирина Решетникова
Журнал «Страстной бульвар , 13.07.2012
Знаком своей юбилейной выставки Александр КАЛЯГИН выбрал давний шарж, нарисованный когда-то актером Юрием Богатыревым, - на рисунке актер в роли Оргона: маленького роста усач, в огромной шляпе, в пышном парике, с трагическим лицом. В том, каким себя видит со стороны мэтр, есть ироническая грусть итогов и реверанс к великому Чаплину, чей котелок, усики и грусть на лице стали маской ХХ века. Говорят, что в кабинете Калягина - портрет Чарли, образ которого стоит перед глазами и судьбой актера практически всю жизнь, начиная с детского восторга семилетнего мальчика, впервые увидевшего бродягу на экране кинотеатра. Этот взгляд гения взыскательно сопровождает судьбу российского актера. Выставка «В главной роли - Александр Калягин», приуроченная к 70-летию народного артиста РСФСР, художественного руководителя Московского театра «Et Cetera», Председателя СТД РФ Александра Калягина состоялась в Театральном музее им. А.А.Бахрушина. Для экспозиции выбрано простое сдержанное решение - по принципу «ничего лишнего». От установки - без лести и без парадности - экспозиция только выиграла, представив фотографии, декорационно-изобразительный материал из фондов Театрального музея им. А.А.Бахрушина, музея МХТ им. А.П. Чехова и Московского театра «Et Сetera» под руководством Александра Калягина (кураторы проекта Татьяна Никольская и Людмила Шемракова). Музейный зритель мог спокойно насладиться нюансами актерской судьбы: фотографии разных лет и весомые артефакты сценической жизни: деревце из спектакля о Шейлоке, латы рыцаря Дон-Кихота, в принципе их можно даже потрогать... На открытии Калягин задержался у этих рыцарских знаков... о чем он думал? О каких ветряных мельницах? На вернисаже генеральный директор Театрального музея им. А.А.Бахрушина Дмитрий Родионов, открывая выставку, заметил, что богатыревский шарж отражает характер и эмоциональный настрой представляемого в музейных стенах повествования. Сам же герой выставки иронично подчеркнул: «Возможность смотреть и слышать себя со стороны - это как попасть в другое измерение». Центральная предметная композиция «Дорога желаний» (худож.-дизайнер Василина Очередная) - это полоса значимых вещей из реквизита и декораций спектаклей с участием Александра Калягина, словно театральное дефиле, стягивает внимание: тут главный участник выставки - светлое ажурное пространство, возможно, за счет деревца из спектакля «Шейлок» посередине. Здесь же и деревянные лошадки, барабан, лейка, зонтик... На выставке представлены костюмы актера из спектаклей - как непосредственные участники театральных действий - костюмы Варравина («Смерть Тарелкина»), Шекспира («Смуглая леди сонетов»), Оргона («Тартюф»), Дон Кихота («Дон Кихот»), Папаши Убю («Король Убю»). Усиливают впечатление экспозиционного пространства макеты спектаклей - «Буря» (худож.-пост. Георгий Алекси-Месхишвили), «Чешское фото» (худож.-пост. Давид Боровский), «Подавлять и возбуждать» (худож.-пост. Эмиль Капелюш). Это одновременно лапидарный, насыщенный информацией стильный проект, и молчаливый выразительный комментарий к жизни артиста, которая проносится перед глазами как шаровая молния (именно с шаровой молнией сравнил Калягина Сергей Юрский). Вот уж пример удавшейся судьбы! Хотя в начале творческого пути, пожалуй, мало кто мог подумать, что этот обаятельный увалень, юноша, уже тогда склонный к полноте, способен стать театральной и кинозвездой. Александр Александрович Калягин родился 25 мая 1942 года в городе Малмыж Кировской области в семье декана исторического факультета Александра Георгиевича Калягина и преподавателя французского языка Юлии Мироновны Зайдеман (владеющей пятью иностранными языками), где семья находилась в военное время в эвакуации. Детство Калягина прошло в доме №7 Малого Харитоньевского переулка Москвы. В 1959 году он окончил медицинское училище №14 по специальности «акушер», затем в течение двух лет работал фельдшером на «Скорой помощи» в 50-й горбольнице Тимирязевского района. В высшее театральное училище им. Б.В.Щукина при Государственном академическом театре им. Е.Вахтангова поступил в 1962 году. Сценический старт - Московский театр драмы и комедии на Таганке... Хотя началом своей артистической карьеры Калягин считает роль Поприщина в спектакле по «Запискам сумасшедшего» Н.В.Гоголя Театра имени М.Н.Ермоловой (1968; реж. Юрий Вертман). В переломной точке появляется кино... Кино мгновенно выявило важную особенность актера - умение органического перевоплощения и колоссальную убедительность игры... Шаг за шагом кино присматривалось к молодому актеру... Роли второго плана множились... Пожалуй, первая заметная из них - роль в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Ванюкин, 1974)... Хотя еще раньше в нем проявилось удивительное - сочетание комического и трагического, он мог легко и естественно переходить из одного состояния в другое. И вдруг стало понятно, что Калягин может сыграть все, что угодно. И сразу последовал взрыв: «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975). С ролью Бабса Баберлея Калягин ворвался на небо славы... Обворожительная, пленительная гротесковая роль... И сегодня, спустя почти 40 лет, когда этот хит показывают на ТВ, он заставляет хохотать, сострадать, переживать. И все-таки в этой звездной работе была своя опасность - слишком ярко, актер мог остаться актером одной роли. Но Калягин почувствовал опасность штампа и сумел выстроить стратегию своего будущего с редкой прозорливостью ума и таланта. Никита Михалков, делая свой второй легендарный фильм «Раба любви» (премьера - 1976), приглашает Калягина на роль кинорежиссера немого кино Александра Александровича Колягина (именно Колягина!), который снимает гротесковую слащавую фильму на юге России в разгар гражданской смуты. С одной стороны, это тетка Чарлея в брюках, но с другой - это трагикомический осколок уходящей эпохи. Уходящая натура в стиле ар нуво... Какая роль! Вальяжный, умный, капризный режиссер в исполнении Калягина сумел не только выдержать сравнение с потрясающей Еленой Соловей, но - сейчас это видно - и переиграл ее. Следующий шаг карьеры опять изумил. Из роли «в духе турецкого дивана» - к «Неоконченной пьесе для механического пианино» (1977). Для роли Михаила Васильевича Платонова ему пришлось похудеть, стать другой личностью, прожить ее словно рождение птицы Феникс из пепла. Роль Платонова - в золотом фонде кино, а сцена неудачного самоубийства героя на мелководье, где его напарницей выступила актриса Евгения Глушенко - одна из лучших в мировом кинорепертуаре. Тетка Чарлея, киноман Колягин, неудачник Платонов! Казалось бы, судьба сделана, можно почивать на лаврах, но Калягин ведет себя не как звезда, а как начинающий актер, как человек полный сомнений. Он ищет, примеривает одно амплуа за другим... Теперь тяжесть своего поиска он перенес в театр, на сцену МХАТа. Роль за ролью, шаг за шагом актер поднимается на вершину. Которую наметил себе сам и которую никто не видит, кроме него... Возможно, уже тогда Калягин примеривался к мечте - о своем театре, о театре, где все будет сделано под него, о театре, который будет впору как хороший костюм. Долгие этапы этого пути. Бешеный правдолюбец и прохиндей Леня Шиндин в спектакле «Мы нижеподписавшиеся» (1979; реж.-пост. О.Ефремов и Е.Радомысленский). Умница Тригорин в «Чайке» (1980; реж.-пост. О.Ефремов). Роскошный и пресыщенный Оргон в «Тартюфе» (1981; реж.-пост. А.Эфрос). Измученный душевными муками Федор Протасов в «Живом трупе» (1982; реж.-пост. А.Эфрос)... Тут же и Ленин (1981; реж.-пост. О.Ефремов). Государственная премия СССР - за исполнение роли В.И.Ленина в спектакле «Так победим!» М.Шатрова. Сегодня роль Ленина может вызывать упреки в конформизме, но в те годы это было серьезное испытание, роль Ленина играли выдающие актеры театра и кино Борис Щукин, Максим Штраух, Юрий Каюров, даже Иннокентий Смоктуновский... Сыграть Ленина было лестно и опасно. Рассматривая фотографии на выставке, которые приближают к публике лицо героя, видишь, что в лице актера нет никакой фальши, а в жестах - позы. Кроме того, что Калягин был актером Лица, Лицедеем высшего полета, оказалось, что у него еще одно почти гениальное приложение - голос. Голос Калягина за экраном в анимационном сериале про Кота Леопольда и особенно в мультипликационном фильме Юрия Норштейна «Сказка сказок» (1979), который был признан «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов» по результатам международного опроса, проведенного Академией Киноискусства совместно с АСИФА-Голливуд (Лос-Анджелес, США; 1984), где актер озвучивает волчка и напевает колыбельную, невозможно слушать без слез. Вот где - за кадром - он стал вровень с Чаплиным, такой голос мог быть у Бродяги. Годы крушения СССР Калягин встретил мужественно и снова изобретательно выстроил свою карьеру, участвовал в антрепризе - роль Утешительного в спектакле «Игроки XXI» (1992, АРТель АРТистов; реж. С.Юрский)... И, наконец, свой театр, театр «Et Cetera»... Это, пожалуй, главная веха в жизни актера, сначала театр (без здания) и, наконец, в 2005 году - свой собственный Театральный Дом в центре Москвы; здание, построенное на актера, практически по его же проекту (во всяком случае, вмешательство Калягина было настолько сильным, что автор здания архитектор Великанов отказался от авторства, а профессиональная Москва сравнила здание с цирковым шапито). Свой театр! Такое было у Мольера... В России свое здание под себя строили лишь единицы - К.С.Станиславский и В.Э.Мейерхольд, отчасти А.Я.Таиров (но они все были в первую очередь режиссерами). И вот вершина судьбы. Рядом вторая - с 1996 года актер возглавляет СТД РФ. Эти две вершины можно вполне сравнить с театральным Эльбрусом. Калягин активно занят в спектаклях своего театра: Дон Кихот в одноименном спектакле (1999; за эту роль Калягин был удостоен премии «Чайка» и Премии Правительства Москвы), Шейлок («Венецианский купец» Шекспира, 2000), Папаша Убю («Король Убю» А.Жарри, 2001; премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль»), Крэпп («Последняя запись Крэппа» С.Беккета, 2002), Варравин («Смерть Тарелкина», 2005)... Последняя работа артиста - мудрый волшебник Просперо в спектакле «Буря» по Уильяму Шекспиру (2010; реж.-пост. Роберт Стуруа). Эта роль ключевая - взгляд назад, подведение итогов... Выставка «В главной роли - Александр Калягин» позволила нам обозреть жизнь великого актера как бы с высоты, охватить взглядом-молнией. В ней есть еще и элемент учительства, судьба Калягина - словно урок, обращенный к молодому человеку, к юной душе: не бойся дерзать, не переживай по поводу своей вроде бы нетеатральной внешности, не предавай друзей и учителей, служи отечеству, умирай на сцене, верь в свою звезду... Журнал СТД РФ «Страстной бульвар, 10» присоединяется к бесчисленным поздравлениям Александра Александровича с юбилеем!

© 2007-2018, Театр Et Cetera

E-mail: theatre@et-cetera.ru

Адрес: 101000, Москва, Фролов пер., 2
Проезд: Метро «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»

Схема проезда
Справки и заказ билетов
по телефонам:

+7 (495) 781-781-1
+7 (495) 625-48-47