Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Главная / Постановщики / Николай Максимов
  • Николай Максимов

Николай Максимов

1930 - 2020

Заслуженный деятель искусств РФ

Награды: медали «За доблестный труд» и «Ветеран труда», нагрудной знак «За отличную работу», орден «Почета» и орден «Дружбы».

Николай Митрофанович, проработавший в театре более семидесяти лет,– уникальный художник-гример, его творческая биография насчитывает более трехсот спектаклей.

В 1965 году он окончил Школу-студию МХАТ им. А.П.Чехова, постановочный факультет по специальности художник-технолог сцены. Более пятидесяти лет Николай Митрофанович проработал во МХАТе: многие годы был руководителем художественно-гримерного отделения во МХАТе. Художественный театр стал для него своего рода профессиональной школой, здесь он работал с великими мастерами театральной сцены. В этой области трудно найти профессионалов, равных ему.

Николай Митрофанович – автор портретного грима сотен ролей, и в создании этих театральных образов он по праву может называться таким же творцом, как и артист, режиссер, художник. Режиссеры и актеры, с ним работавшие, по-настоящему ценят его мастерство. А работать ему довелось с великими хужожниками. Имена говорят сами за себя: Кедров, Ливанов, Станицын, Кнебель, Попов, Раевский, Ефремов, Додин, Гинкас, Калягин, Петер Штайн, Стуруа, Гончаров, Рындин, Курилко, Левенталь, Кочергин, Сумбаташвили.

В Московском театре «Еt Cetera» под руководством Александра Калягина Николай Митрофанович работает с 1993 года, буквально со дня его основания. Он создавал постановочную культуры театра, работая над сценическими образами, создавал стилистику театра в целом. При этом Николай Митрофанович всегда погружен в творческий процесс, работу над спектаклем: он сидит на всех репетициях и вместе с режиссером и художником работает над общим замыслом, визуальной концепцией спектакля. Успех таких спектаклей театра, как «Шейлок», «Дон Кихот», «Король Убю», «Последняя запись Крэппа» Максимов по праву может разделить со всеми участниками.

Какие разные образы возникают перед зрителями, в том числе, и благодаря гриму Максимова! Он тонко чувствует актерскую природу: создавая грим, работая над тем или иным образом, всегда исходит из актерской индивидуальности. Николай Митрофанович словно «лепит» образ: пожалуй, это самое точное определение, потому что он работает над гримом как скульптор. За его работой очень интересно наблюдать: на твоих глазах респектабельный артист Александр Калягин превращается в клоуна – Папашу Убю с хамским и придурковатым выражением лица. Или тот же Калягин превращается в дряхлого старика Крэппа. Очень интересный грим он придумал всем героям спектакля «Люсьет Готье, или Стреляй сразу!»: Александр Морфов, известный болгарский режиссер с европейским именем, за последние пять лет ставит на сцене «Et Cetera» уже третий спектакль, и всякий раз с художником-гримером у него возникает полнейшее творческое взаимопонимание.

В спектакле «Смерть Тарелкина» в постановке литовского режиссера Оскараса Коршуноваса Николай Митрофанович придумал внешние характеристики каждому персонажу. И это работа настоящего художника, грим Максимова создает настоящие театральные персонажи из артистов. К слову, артистов в гриме, бывает, даже свои собственные коллеги и друзья не узнают. Такие вот тонкости театрального процесса.

Максимов воспитал не одно поколение художников-гримеров. Он преподавал в Школе-студии при МХАТе им. А.П.Чехова. Сейчас продолжает свою педагогическую деятельность в Институте современного искусства и Международном славянском университете имени Г.Р.Державина. Для многочисленных учеников Максимова его книга «Когда я слышу режиссера» – уникальный учебник в решении творческих задач. В предисловии к этой книге – слова Олега Ефремова о Николае Максимове: «Им нарисован собирательный образ-портрет идеального художника-гримера. Так вот, объективного говоря, автор – главный художник-гример МХАТа имени М.Горького – близок, очень близок к идеалу, за который так рыцарски ратует».

Уже не одно десятилетие Николай Митрофанович является главным консультантом по гриму Союза театральных деятелей РФ. Им проведено более ста профессиональных семинаров, которые проходили в разных городах страны: с гримерами, актерами и режиссерами театров, кино и телевидения. Авторитет Максимова среди коллег огромен. С просьбами помочь к нему обращаются театры Петербурга, Орла, Курска, а также театры из стран Ближнего Зарубежья. Профессиональные консультации Максимов проводил в Венгрии и Болгарии, Вьетнаме и на Кубе. Эта деятельность в годы перестройки была несколько приостановлена, но, уже начиная с 2002 года, вновь возобновлена. В эти годы были проведено огромное количество семинаров с художниками-гримерами театров, телевидения и кино во многих городах России и за ее пределами. Темы семинаров были различными – от изучения технологии изготовления пастижерских изделий из новейших материалов, применяемых в мире, до практического показа работ по изменению скульптуры и фактуры лица.

Николай Митрофанович воспитал несколько поколений художников-гримеров, передавая из рук в руки тайны своего искусства. Он действительно творит искусство, наверное, равного ему по мастерству художника-гримера в нашей стране трудно найти. В нашей стране Максимов действительно гример номер один. При этом очень важно, что Николай Митрофанович вызывает уважение своим профессионализмом, но и отношением к своему делу. Он из тех, уже редких театральных людей, для которых театр – это не просто работа, а бескорыстное и самоотверженное служение театральному искусству.

Проживший огромную жизнь в искусстве, Николай Митрофанович – свидетель и участник многих эпохальных спектаклей, вошедших в историю отечественного театра.

Пресса:

Театр шахматного короля: в "Et Cetera" завершается реконструкция (Анна Тимина, Театрал, 07.01.2018)

Великий гример России (Григорий Заславский, "Независимая газета", 12.04.2015)

Веселые, крикливые, со словами Володина на устах (Григорий Заславский, «Независимая газета», 02.06.2014)

Москва слезам не верит (Франк Падрон, RadioMetropolitana, 15.10.2012)

«Четвертая стена» за спиной (Копылова Марина, «Страстной бульвар, 17.11.2011)

Артисты закулисья (Елена Барышева, Журнал "Огонёк", 21.03.2011)

Гример (Елена Лапина, Александр Цветаев, «Сцена» №4 (66) 2010, 01.12.2010)

Тот, кто лепит лицо (Александр Калягин, Газета "Культура", 15.04.2010)